Артем Тараненко. UDM.UPDATE — культурная инициатива — ключ к развитию территории

19-го сентября в «Генеральском доме» КАМА Records при поддержке и непосредственном участии Музея Ижевска и Приволжского филиала Государственного центра современного искусства проведет показ видеоработ, созданных видеохудожниками из различных городов России в рамках проекта UDM.UPDATE.

А Игринском районе   в Сепе 22-го сентября будет презентован проект Cartoon.

Об этих проектах, а также о важности сохранения традиционной культуры у нас получился разговор с Артемом Тараненко —  PR-менеджером проекта UDM.UPDATE.

артем таран

— Как ты начал заниматься этим проектом? И зачем?

— В 2013-м году КАМА Records запустила проект Бубья Уча Contempo. Поначалу я не обратил на него внимания. Ну, хорошо, что люди работают с деревней, какие-то ремиксы делают. Потом я увидел, что это действительно серьезный и комплексный проект.

б-уч

Первоначально в проекте планировалось выпустить 2 диска — запись ансамбля Арганчи и ремиксы на их музыку.

Однако, во время работы Александр Юминов записал еще один деревенский ансамбль «Вубуртчин» — это удмуртская эстрада.

Пока записывали, кто-то сказал: «А у нас тут еще есть бабушки, которые поют обрядовые песни». Мимо этого, конечно, пройти было нельзя. Но возникла проблема — проект грантовый и дополнительные деньги на него не отпускаются. Александр выпустил диск Вубуртчин на свои. Где найти денег на выпуск бабушек?

Тогда появилась идея сделать народный проект. В тот момент была горячая дискуссия по поводу сохранения удмуртской культуры, и мы предложили всем желающим не только обсуждать, но и сделать что-то реальное. Небольшой вклад, все вместе.

Поскольку у меня до этого был опыт фандрайзинга, то я подключился. (Фандрайзинг — привлечение денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т. д.), которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом. – Прим. Loveudm.ru)

Зачем? Наверное, потому, что я увидел, что это не просто какое-то отчетное мероприятие. Действительно люди занимаются полезной работой. Эта работа системная. Создается что-то новое. Сохраняется что-то ценное. Ну и включился. Результат — совместными усилиями получился готовый качественный продукт.

Затем Александр сказал, что в этом году тоже будет продолжать работу и предложил мне заняться пиаром проекта. Так что это продолжение сотрудничества.

 

— Что сейчас представляет из себя проект? Какой итоговый продукт? На какие деньги создается?

— Общая тема проекта — повышение качества жизни на селе за счет существующих культурных инициатив. В Бобья Уче это был ансамбль Арганчи. Что можно сделать, чтобы их творчество не только звучало, но и стимулировало развитие территории? Это основная задача и основной вопрос.

Обычно берется то, что есть и к этому прикладываются современные технологии и современные практики. В прошлом году это были ремиксы, фотоработы студентов школы Родченко, проект «Удмуртские ковры». В этом году это исполнение молодыми музыкантами из Республиканского музыкального колледжа, Франции и Китая произведения, написанного впервые в истории иностранным композитором на народную удмуртскую музыку.

Я недавно пытался вспомнить, кто вообще из иностранных композиторов писал на,  хотя бы, русскую музыку. Вспомнил только одного итальянца, да и тот был обрусевшим. А здесь интересный факт, подтверждающий то, что традиционная культура, наша культура, может служить источником вдохновения.

Ну и, конечно, немаловажно, что за счет этой работы формируются горизонтальные связи. Молодые люди знакомятся друг с другом, узнают о разных аспектах культуры, делают что-то совместно. Это важно, это полезно. Не только узнавать что-то новое, но и видеть себя со стороны, делиться и обогащаться взаимным общением. Поэтому, кстати, у нас произведение исполняет не профессиональный оркестр, а молодые музыканты.

Вторая часть — это восприятие традиционной культуры носителями культуры современной. Цифровым поколением.

Здесь опять будут музыкальные работы, но в этом году был сделан интересный ход — показать восприятие Удмуртии людьми (видеохудожниками) из других мест. Каждый из них выбрал ремикс народной песни и постарался показать что-то свое.

б-у

Получилось очень интересно, разнопланово. Я считаю, что это лучшая визитная карточка Удмуртии, которую я видел. Кто лучше чем приезжий расскажет о впечатлениях, о том, что для нас стало обыденным? Вот эти работы мы представим 19-го числа в Музее Ижевска.

Попутно возник проект с мультфильмами. Первоначально мы думали предложить детям из Бобья-Учи поработать с записями обрядовых песен, которые поют их бабушки. Как современный ребенок воспринимает свои корни? Таким образом, детям пришлось бы что-то узнавать о собственной культуре, о традициях. На наш взгляд, это способствовало бы укреплению связей между поколениями. Ведь у нас же так часто бывает, что уходит человек, дедушка, бабушка, что жил рядом с тобой, а ты у него за всю жизнь и не спросил,  а как он жил-то раньше? А кто были твои предки?

мотиватор

К примеру, был интересный момент в Бобья-Уче, когда туда приезжала французская режиссер Жудит Деполь для работы над спектаклем. Она захотела сделать спектакль по мотивам удмуртской свадьбы и стала узнавать про традиции. Оказалось, что традиции-то еще худо-бедно помнят, а вот суть их уже ускользает. Пришлось идти к бабушкам, узнавать у них.

Но по ряду причин нам не удалось продолжить сотрудничество с Бобья-Учой, поэтому мы сместились в деревню Сеп Игринского района, с которым у КАМА REcords также давние связи. Там также реализовывался проект.

Концепция несколько изменилась, и дети из удмуртской деревни делали мультфильмы, в которых сами рассказывали о том, кем они хотят стать. Одновременно такая же задача была поставлена детям из Москвы. Результат можно будет увидеть в Сепе 22-го числа на презентации проекта Cartoon.

Хочется показать, что получилось в Ижевске, но пока заинтересованности нет.

На рекрутскую песню мультфильм создала московская художница. Его можно будет увидеть также в Музее Ижевска. Интересно, что до проекта Ирина Титова про Удмуртию знала только то, что она есть где-то на карте. Но песня так тронула ее, что она начала читать, узнавать про традицию и создала очень красивый мультфильм, в котором очень точно передала дух Удмуртии, разлуку солдата, ожидание его девушки. Все это на фоне удмуртских символов... Я смотрю снова и снова, и мне не перестает нравиться эта работа.

песок

А, еще в этом году в бокс войдет винил. :)

— Классно!

— Деньги грантовые. Это ИПГО, который является оператором программы Президента РФ, проект с мультфильмами — грант по линии Всероссийского конкурса проектов «Культурная мозаика малых городов и сел», проводимого впервые в России Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры.

Подаем на гранты Минэконома, но на местном уровне это очень смешные средства. К примеру, нам сейчас предложили сделать проект с мультфильмами, но для взрослых. Финансирование всего 100 000. Это несерьезно.

Очень сильно помогает Миннац. На мой взгляд — одно из самых эффективных министерств в республике. Тут чувствуется командная работа и то, что результат твоей деятельности реально нужен. С другими так не получается. Частные пожертвования тоже только на уровне друзей. Тяжело с меценатством

Нет щедрости и нет понимания, зачем эта щедрость нужна.

 

— Ты сказал, что цель проекта — чтобы творчество стимулировало развитие территории. Удается это реализовать? Сами люди чувствуют какие-то изменения в их жизни?

— Не творчество. Культурные инициативы. Это важно. Ведь очень важный аспект — то, что деревенское население уезжает в город. 70% населения нашей страны уже в городах.

А хранилищем культуры является все-таки больше деревенское сообщество. Да, в городах есть ученые, есть библиотеки, есть институты, музеи, но традиция-то живет в носителе, а не на бумаге.

Соответственно, одна из задач — дать деревенским жителям современные средства, компьютер, коммуникации, показать методы работы. Далее они сами вполне успешно справляются. Сеп — очень красноречивый пример.

На выходе получается интеллектуальный продукт. Это раз. Во-вторых, еще раз повторю, что культура жива носителем. Тем, кто ее употребляет, поддерживает, кто ей живет. И это не обязательно должно быть по праву рождения. Я, к примеру, по национальности украинец, поскольку вырос в русскоязычном пространстве — я носитель русской культуры, поскольку я учился на переводчика, то волей-неволей я и носитель португальской, английской культуры, поскольку я буддист, то каким-то образом я являюсь носителем и тибетской культуры.

Если же культура начинает себя ограничивать, заниматься созданием искусственных резерваций,  то — кто-то обрусел, кто-то умер, и в результате культура осталась только в музее, как в случае викингов или индейцев майя. Если ты не транслируешь культуру, то ты умираешь. Медленно, но умираешь.

Потому творчество — это способ трансляции, это то, что делает что-то интересным, доходчивым, как в случае с ремиксами или видео. Интереснее услышать голос Бабы Лизы. которой уже с нами нет, с картинкой фантастического мини фильма группы Аксеновы(е). Но изначальная ценность — традиционная песня Бабы Лизы. Потому главное тут — культурная инициатива.

На счет «чувствуют или нет» — тяжело сказать.

Это же не быстрый процесс. Сеп принял это и органично включил в свою жизнь. Потому туда ездит Школа имени Родченко, кто-то еще, мы приезжаем со своими проектами, возникают новые идеи. Это развитие. Что-то возникает. Становится жить интереснее.

Где-то люди хотят с этого получить только материальное, чтобы клуб построили, туристов привезли, денег дали. Тогда это не работает. Это печально, но не работает.

Системность нужна в работе :) нет системности, значит это просто акция. А акция хороша только тогда, когда она является кульминацией долгой работы над чем-то.

— То есть, помощь от проекта будет в том случае, если сами жители будут что-то делать, что-то нести в мир, а не только ждать внезапного «счастья»?

— Конечно. Мы же не занимаемся трансформацией, строительством, не приходим и не говорим, что завтра вы начинаете развивать, к примеру, сельский туризм. Мы показываем, как может быть на примере работы. Вот есть фотографы — они работают. Нравится? Нет, давайте попробуем музыку. Давайте посмотрим, что еще можно сделать. И если человек улавливает, что вот это мое, то он начинает, как-то опираясь на это, развивать то, что имеет. Но делает он сам.

И очень важно уйти от искусственности.

— Как простой обычный человек, ижевчанин, например, может принять участие в вашем проекте?

— :) Как я. Прийти и спросить, чем помочь. Но он должен быть готов к тому, чтобы отдать часть себя. Страна советов у нас закончилась в 1991-м году и советы потеряли былую ценность :)

Нам помогают. Просто люди что-то слышат и говорят: «А давайте я вот это сделаю». Это тоже ценно. Сотрудничать не каждый умеет.

 

— Почему это интересно французам, другим иностранцам? И больше ли они интересуются нашей народной культурой, чем мы сами?

артем тар с

— Это лучше спрашивать у них :) больше или меньше — штука относительная. Ведь мы же все любим что-то необычное. Вон у нас сколько всяких школ йоги, ирландских танцев, капоэйры, фен-шуя. Это же тоже традиция. Мне удмуртская культура интересна, она меня вдохновляет, я нахожу какие-то параллели с тибетским шаманизмом, восхищаюсь тем, сколько тут женщин с красивой осанкой, гармоничным пением, какой-то генетической связью с природой. Я вижу в этом потенциал и пытаюсь его развивать. Что у иностранцев — я не знаю. Но хотя бы то, что там существуют институты, занимающиеся русской культурой, при чем не от «Повести временных лет» до Пелевина, а конкретными отраслями, говорит о многом. Раз этим занимаются люди, значит, у них есть интерес, значит, это для них представляет ценность. У нас такого интереса к культуре нет. У нас больше самородки, которые живут «вопреки», а не «благодаря». Посмотри, Ижевск уже не столица электронной музыки, есть художники, но никто не занимается тем, чтобы у них были имена, чтобы они развивались. Нет даже толкового выставочного зала. То же с литературой, эстрадой. Ну, есть Сайлент Вугур, ну и все. Нет развития, нет условий для развития и никто не заинтересован в их создании. Потому люди уезжают туда, где они востребованы, и мы начинаем гордиться ими на расстоянии.

— А как ты считаешь, нужно спасать удмуртскую культуру? Создавать для нее особые условия, преференции?

— Спасать нужно любую культуру, в особенности вымирающую, которую завтра мы можем потерять. Но при этом не стоит сидеть и обсуждать, что нам бы этого или того нужно. Государство нас забыло. Государство забыло всех одинаково, по-хорошему, и у удмуртской культуры есть достаточно шоколадные условия. Но спасение предполагает, что мы понимаем, что мы делаем и непосредственно действия. На мой взгляд, к примеру, если взять все средства, затраченные на переименование остановок, создание наклеечек, значков, лингво-деревьев, помножить на человеко-часы и направить, к примеру, на курсы языка, создание интернет-площадки для дистанционного обучения, работы с теми же грантами по экспедиционной работе и т.д., то результат будет гораздо лучше. На сегодняшний день я не понимаю некоторых инициатив. К примеру, какой смысл стимулировать разговор удмуртов с удмуртами на удмуртском? Они итак могут говорить. Но если заинтересованный не-носитель языка будет изучать язык, то к кому он придет общаться? Те же остановки или дорожные знаки на удмуртском. Для кого делается инфографика? Для гостей. Она делается для того, чтобы человеку было комфортно и проще ориентироваться. А если гость, у которого итак стресс от нового места еще и видит надпись на незнакомом языке, то это будет способствовать тому, что он будет чувствовать себя комфортно? Нет, конечно.

А вот опыт, к примеру, маленьких бесплатных буклетиков во всех гостиницах нет, или разговорника. Как будет по-удмуртски «спасибо», «здравствуйте», «как пройти» — вот этого не делается. А это то, что работает с гостями.

 - Спасибо, Артем!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *