Белых Валентин Леонидович — биография художника

Валентин Белых – батыр земли удмуртской

В настоящее время Валентин Белых – признанный мастер кисти. Его работы выставлялись в Казани, Москве, Будапеште, Лондоне. Известен своими полотнами, описывающими дохристианскую, «темную» эпоху истории удмуртов.

Детство

Будущий лауреат Государственной премии Республики Удмуртия Валентин Белых был рожден 20 августа 1952 г. и был младшим в семье. У него был старший брат и 2 сестры. Детство прошло в деревне Сенькагурт Дебёсского района Удмуртии. Из воспоминаний художника ясно, что деревенское детство оказало большое влияние на его жизнь и творчество. Суровая северная природа Удмуртии, леса, окружавшие Сенькагурт, яркие пятна рябины и земляники, ярко-васильковые поля цветущего льна, привольная жизнь – такие воспоминания о первых годах жизни сохранились у художника. Именно тогда произошло первое соприкосновение с народными поверьями. Недалеко располагались 2 пруда с работающими водяными мельницами. Один из них – Квальтра вуко – у жителей пользовался недоброй славой. Про него говорили, что там обитает нечисть и дети не любили ходить туда в одиночестве.

Жизнь деревенских мальчишек полна приключений: рыбалка, плавание на долбленках, душистая черемуха, от которой вяжет рот и становится черным язык. Уже тогда Валентин Леонидович начал примечать красоту природы: быстрая игра пестрых мальков, хищная щука, которую непременно нужно было отпугнуть от стайки мелочи, цветущие лилии, снегири и свиристели, зимой лакомящиеся спелой рябиной, пчелы и жуки, деловито снующие в траве под жарким солнцем.

В Сенькагурте все жили дружно: вместе работали, вместе отдыхали. Простые люди, простая жизнь, простые радости. Население было смешанным: русские и удмурты, но общались между собой на коренном языке. Художник с болью описывал свою недавнюю поездку на малую родину: заброшенные покосившиеся дома, разваленная дорога, доживающие старики. Счастливое время Сенькагурта осталось лишь в воспоминаниях.

В начале 60-х семья Белых переехала в Воткинск. Там пошел в школу: как говорит сам мастер, учеба шла плохо. Гораздо больше нравились занятия в студии изобразительного искусства для детей, открытая при дворце культуры. После 8-го класса Валентин Леонидович поступил в ПТУ и получил специальность токаря. Профессия полезная, но молодому выпускнику было тесно в ее рамках – тогда было принято решение подавать документы в Казанское художественное училище. Там Валентин Белых получил специальность художника-декоратора, что во многом и определило его дальнейшую судьбу живописца.

Творческий путь

Отслужив в армии и окончив в 1976 г. Валентин Белых начинает работать театральным художником. Постепенно формировался стиль письма: академический реализм – портреты, пейзажи, натюрморты, монументальные холсты. Города, в которых он побывал, отмечены на его полотнах: старый Сарапул, Воткинск конца XIX века, Ижевск. Долгое время Валентин Леонидович совмещал деятельность художника-постановщика в театрах и свободного живописца, но, со временем, целиком посвятил себя индивидуальному творчеству.

Было признание и за рубежом: полотна экспонировались в Лондоне (1999 г.) и Будапеште (1998 г.). И снова городские пейзажи нашли отражение в творчестве: «Дворец в Брайтоне», «Улицы Лондона» и «Бридж-Таун» итог английского путешествия мастера.

Отдельный пласт – монументальные полотна. Художник наделен даром оживлять сухие строчки исторической хроники. Вот небольшая часть его работ:

  1. Арест мултанцев. (Мултанское дело) 1892—1896гг.
  2. Воткинский казенный завод Вятской губернии. 1900 г.
  3. Пугачёв на Ижевском железоковальном заводе в 1774 г.
  4. Покровский храм. Ижевский завод. 1900-е г.
  5. Закладка Ижевского железоковального завода в 1760 году.

Тень Алангасара

Язычество – темное прошлое любого народа, отголоски которого чувствуются до сих пор. «Тень Алангасара» — художественный фильм, основанный на удмуртских преданиях. В нем почти без преувеличений, свойственных фильмам, показана жизнь древних удмуртов. Дунай, сын Белой Лебеди, спускается на Землю, чтобы увидеть жизнь простых людей. В него влюбляется самая красивая девушка поселения Дыдык и колдунья Зара. Но из-за интриг шаманов, помощников вождя, Дунай вынужден вернуться обратно на небо.

Картина снималась в глухом лесу, между деревнями Мувыр и Старый Пашур Шарканского района. Когда выбирали место съемок, много часов потратили, облетая местность на вертолете. Та поляна покорила всех величественной белой елью, прудом и потрясающими окрестными видами. Построили куала (древнее языческое святилище), дом князя и несколько простых домов — это заняло 3 года. Помимо этого, все украшения, предметы быта, одежда изготавливались так, чтобы на 100% соответствовать эпохе. Валентин Белых был художником-постановщиком съемок.

На тот момент мастер имел опыт восстановления исторических моментов на полотнах, но здесь задача стояла более масштабная. Предстояло практически с нуля, пользуясь историческими материалами и собственным воображением, воссоздать картины жизни древних удмуртов. Художнику это удалось – по мнению многих, эффект присутствия был пугающим. Не обошлось и без мистики – съемочная группа дважды наблюдала странную светящуюся точку. Эффектная, заросшая мхом ель упала, а пруд пересох. Лишь недавно он вновь наполнился водой. Декорации возводились на месте заброшенной 150 лет назад деревни – после постройки куалы поля в округе заколосились злаками.

Сегодня на месте съемок царит запустение – землянки обвалились, деревянные конструкции прогнили. Но группа энтузиастов не оставляет надежды найти спонсоров и открыть на этом месте этнографический туристический комплекс.

 

Опыт работы художником по костюмам и участие в съемках пригодились при создании этнической серии:

  1. Жилище древних удмуртов.
  2. Тол Бабай (Дед Мороз).
  3. Удмуртлык.
  4. Дух горы Байгурезь.
  5. Дух Леса.

При взгляде на пейзажи и натюрморты появляется ощущения умиротворения и чистоты. Автор, склонный замечать красоту мира в необычных деталях, переносит это на холст:

  1. Июньский этюд: разноцветье трав в солнечных лучах, но сгущающиеся тучи скоро принесут столь желанную прохладу.
  2. Натюрморт с рябиной: на приглушенном фоне яркие пятна яблок и рябины. Осень, теплый чай и уютный дом.
  3. Морозный вечер: небольшая, заметенная снегом деревенька, скрытая в лесу. Живут ли там люди или давно покинули ее, уехав искать лучшей доли?
  4. Пасха: первые цветы в стакане, желтая верба, пасхальное яйцо, прилетевшая птица. Радость новой весны и пробуждающейся жизни.

Как и любой другой человек, в чьем сердце живет искра таланта, мастер не чужд и религиозной теме. Тема Бога, человека, выбора прослеживается в следующих холстах: «Летун», «Гребцы», «Вавилонская башня», «Река жизни – крестоносцы».

Сейчас живописец проживает в Ижевске и имеет звание заслуженного деятеля искусств. Картины мастера иллюстрируют учебники по краеведению и энциклопедические издания, проводятся выставки. Валентин Белых лауреат премии им. Кузебая Герда, которая вручается за заслуги в деле сохранения и развития удмуртской нации и возрождение обычаев народа.



Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий