Евгений Ефимович Скобелев

Евгений Ефимович Скобелев, талантливый советский живописец, родился в 1952 году в небольшой деревушке Лудорвай в Удмуртском ССР. Способности его открылись чудом — по счастливой случайности к ним в школу по распределению попал И.А. Богдаев. Он и открыл в сельском пареньке талант, подготовил его к экзаменам и настроил на поступление на художественно — графический факультет Ижевского государственного педагогического института.

Первые шаги

Студент быстро заслужил похвалу от наставников — Холмогорова А.П. и Виноградова С.Н. Нужно было развиваться дальше, и после четвёртого курса путь лежал в столицу в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, где его руководителем стал Д.К. Мочальский. На то, как самозабвенно работает юный провинциал в академической студии, сбегался смотреть весь студенческий и даже преподавательский состав. Юноша делает успехи; удостаивается внимания специалистов: одна из картин побеждает в конкурсе, приуроченном к 600-летию Куликовской битвы. Жюри оценило стойкость духа персонажа — молодого воина, тяжело раненого на поле боя.

Своя философия

Связь Евгений Ефимовича с малой родиной никогда не ослабевала, но даже усиливалась с годами. Автор понимал эмоциональную составляющую природы и людей; ценил искренность, человечность и простоту. От типичных, пусть и добротных пейзажей Удмуртии в свой ранний период, Скобелев переходит к наслаждению переменами сезонов, и статикой и динамикой. К таким «поздним» произведениям (80-е гг.) относятся «Тёплая осень», «Гроза», «Последний снег».

Его любовь к людям передаётся через портреты, которые получались у него особенно хорошо. Они могли быть характерными и трогательными, приглушёнными и пёстрыми. С одинаковойохотой героями становились и колхозник и интеллигент. Главное — это личная история. Его же автопортрет получился двойственным, как и характер создателя: тусклый серый фон, спокойное, даже смиренное лицо и ... броский наряд. Щёгольская кепка, кокетливый небрежный шарф и красное пятно — это свитер мужчины. Он — индивидуальность, но не толькоснаружи, но и внутри, о чём говорит его задумчивый взгляд. Яркий образ, но других своих натурщиков и вдохновителей он презентовал ещё краше: его хороших знакомых, Юрия Толкача, Вячеслава Бойкова, Николая Шабалина, можно так же увидеть среди трудов удмуртского художника. Манеры каждой из этих личностей заметны любому зрителю, даже если он никогда небыл знаком с изображаемыми.

Музыкальность на холсте

Лучшее полотно Евгения Ефимовича было написано на исходе его творческой жизни. Портретист с детства был поклонником музыки, в которую был погружён своей семьёй. Народная ли, классическая - она оставляла след в его душе. И хотя он запечатлел многих своих современников-музыкантов, высшей мечтой оставалось изобразить своего знаменитого земляка и кумира — гениального Чайковского. Выдающейся личности — яркие краски! Фигура композитора, одетого во всё белое, как бы возвышается над землёй, над линией горизонта. Вид его отрешённый; он стоит против порывистого ветра, сгибающего деревья. Вдалеке сгустились фиолетовые тучи, закрывающие багряный закат. Эта напряжённая атмосфера как намёк на трагическую биографию Петра Ильича, которая всё же не помешала ему творить — за спиной виднеется дирижёрская палочка, которой вот-вот взмахнут.
Портрет П.И. Чайковского является квинтэссенцией всего того, что Е.Е. Скобелев считал важным для человека искусства: единение с природой, собранность и волю. И в этом его наследие, его посыл новым поколениям творцов со всех уголков страны.



Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий