Предки гения
В жилах Петра Ильича текла кровь двух самобытных народностей: с одной стороны украинские казаки, французы и немцы с другой стороны.
Дедушка Пети по материнской линии Андрей Михайлович Ассиер (настоящее имя Генрих Асье) был выдающимся человеком, выходцем из французских эмигрантов. Родом он был из Германии, но в молодости приехал в Россию и работал учителем немецкого и французского. Он сумел пробиться в люди, нес службу в таможенном ведомстве, имел обширные связи. Его дочь Александра Андреевна, в будущем мама Пети, получила достойное образование, овладела игрой на фортепьяно. В истории семьи по линии матери прослеживаются и немецкие корни: прабабушка Петра Мария Кристина Элеонора была рождена в Германии.
Род Чайковского со стороны отца восходит к знаменитому украинскому казачьему роду Чаек. Говорят, прадедушка его воевал в Полтавской битве. Позже дедушка композитора Петр Федорович Чайка сменил звучную фамилию на более благородный вариант – Чайковский. Его десятый ребенок — сын Илья Петрович, отец будущего композитора. Он получил образование в Горном кадетском корпусе, трудился в ведомстве соляных и горных дел. Но карьеру там не построил.
Когда Илья Петрович встретил 20-ти летнюю Александру Андреевну, ему уже минуло 40, он овдовел и остался с дочерью Зинаидой на руках. Союз был продиктован исключительно взаимной любовью и уважением. Эти чувства и определили характер семьи для будущего композитора: счастливая и дружная, с глубокой безграничной привязанностью.
В 1837 году чета Чайковских приехала в город Воткинск – Илья Петрович получил приглашение возглавить Камско-Воткинский сталелитейный завод. Через год у них родился первенец Николай, а еще через год и сам Петр. Позже у Петра появилась сестра Александра, братья Ипполит, Анатолий и Модест.
Детские годы
Мама Чайковского играла на фортепиано и пела, а отец владел игрой на флейте. Многие семьи тогда музицировали и обучали отпрысков музыке – это была дань светским традициям. Но в семье Петра музыку любили искренне и всей душой: вечерами в доме собирались гости, пели, обсуждали оперу и театры. Глинка, Моцарт, Россини, Шопен – эти имена звучали в доме постоянно и крепко врезались в память маленького Петра. Почетное место в доме занимал механический орган, который завораживал своим звучанием детей и взрослых.
Петр был мягким, чувствительным и болезненным ребенком. Он с ранних лет рвался к пианино, но гувернантка по указу родителей всегда останавливала его, ссылаясь на слабое здоровье. Но Петя проявлял упорное стремление к музыке – он барабанил пальцами по мебели и стеклам, имитируя игру на фортепьяно. Во время одного такого детского концерта Петр в творческом порыве разбил оконное стекло и поранил пальцы. И с этого момента, вместо наказания, запрет на приближение к фортепьяно пал. Родители пригласили в дом Марью Пальчикову, пианистку-самоучку, которая занялась обучением Петра. Приобщение к музыке колоссально влияло на психику маленького мальчика. Гувернантка рассказывала, что он регулярно плакал и кричал по ночам, что слышит музыку, что она не оставляет его в покое.
Семья Чайковских прожила в Воткинске 11 счастливых лет, но потом Илья Петрович подал в отставку с завода. В 1849 году, когда Петру исполнилось восемь, семья переехала в Алапаевск, и вскоре в Санкт-Петербург.
Влияние на творчество
В Воткинске музыка жила не только в доме Чайковских. Она была везде: народные самобытные песни рыбаков, кучеров, крестьян, рабочих, возвращающихся с завода. Петя внимал каждой ноте, подолгу вечерами сидел у окна и слушал. Спустя годы народные мотивы, искренность и честность песен простых людей найдут свое отражение в творчестве великого композитора.
Счастливое детство в Воткинске сделало маленького скромного мальчика знаменитым композитором и дирижером. Его гений рос и развивался благодаря теплой и дружелюбной атмосфере в доме Чайковских, их искренней и чистой любви и взаимоуважении. Сейчас в доме, где семья провела много счастливых лет, расположен музей воспоминаний.