Географический центр Удмуртии. Пеший поход. Увинский район УР

Географический центр Удмуртии расположен в Увинском районе, недалеко от д. Эрестем.

Как говорится, дело было вечером, делать было нечего. Поэтому, в один пятничный вечер мы с друзьями (2М+2Ж) собрались и выдвинулись к нему. Пешком.

Ну, не совсем пешком. До Чура нас забросили на машине в пятницу вечером. В темноте поставили палатки, поели и переночевали. Маршрут был не совсем удобный, по моему удобнее было бы выехать на поезде до Кияика или Обласной, но поезда уходили раньше, чем мы освобождались с работ.

эр1

Утром, позавтракав, собрались и выдвинулись в сторону Чура.

эр2

эр3

В Чуре

эр4

Последняя улица Чура

эр5

А вот тут нам повстречалась хорошие люди.

Шли по улице. Уже последние дома. На скамейке сидит дед. За ворота выходит бабушка:

— заходите, чай попейте, я шанежки свежие испекла

— мы не можем, у нас график, завтра если только, на обратном пути. А может у вас помидоры есть немнго?

— есть, но они маленькие, заходите.

Девченки подбежали к бабушке. Та вынесла им около кило или полтора помидор (мы думали несколько штук даст только) и вкусную теплую большую картофельную шаньгу. Спасибо бабушке огромное.

Вот дом, крайний справа:

эр12

эр13

эр14

В деревне нам попались женщины. И когда узнали, что мы в Эрестем, удивленно:

— там же нет дороги…

Надо было прислушаться еще там  Но, руководимые принципом: «нас невозможно сбить с пути, нам пофигу куда идти»  мы смело двинулись дальше.

Итак, дорога действительно стала не очень, несмотря на то, что сильных дождей уже не было неделю.

эр15

эр16

эр17

эр18

эр20

эр21

Когда я поднялся на небольшую возвышенность, первая моя эмоция была «<ВЦ> твою <ВЦ>, как красиво!”

эр22

Дальше снимков первого дня похода нет. По дороге попалась еще одна деревня – нежилая. Но там были люди – видимо летник или просто огород. Узнали у них, где тут можно набрать воды. Если кто пойдет этим путем описываю: Идёте из Чура (Малой Итчи), впереди вас пруд, на противоположной стороне остатки домов. Перед прудом развилка – дорога идет прямо на плотину и налево (там вроде тоже дома, но их не видно), а вот родник – по диагонали между этими дорогами небольшая тропинка.

Набрав воды, пошли дальше. По картам яндекс-карты между Малой Итчей и Удмуртским тыловаем показана дорога и деревня между ними. После деревни видна дорога напрямик в сторону Эрестема. Найдя какую-то развилку, мы свернули туда. Но дорога эта идет только пару километров, а потом обрывается – банально зарастает. Поплутав и поискав еще дорогу – мы решили выйти на дорогу в сторону Удмуртского тыловая. К тому же окончательно стемнело и пришлось двигаться с фонариками.

По дороге была еще одна горка с колеями, по которым не пройдет даже танк. Плотина в убитом состоянии. Кто и зачем там ездит – не поняли. Плотину пришлось переходить, нащупывая «брод» в грязи с помощью палок. За плотиной дорога эта уходит направо, а вот прямо есть заброшенная дорога, по которой нам и предстояло идти.

Фонарик мой налобный почему то перед лесом стал светить слабо – видимо аккумуляторы уже начали садиться. Снимать рюкзак и доставать запасные аккумуляторы мне стало в лом. Небольшой запасной фонарик я отдал одной девушке. Вторая девушка тоже почему-то не стала доставать свой фонарик из рюкзака. И так, с тремя слабыми фонариками на четверых в полной темноте мы пошли по этой заброшенной дороге. Сразу скажу – лес почему то был очень неприятный. Сейчас понимаю, что хорошо, наверно, что фонарики светили только под ноги. Когда, на следующий день, сменил аккумуляторы и фонарик засветил в полную мощь – в Чуре была ситуация – идем – навстречу тоже огоньки – думаю, человек с фонариком идет, потом думаю, ребенок наверно (низко фонарики) и только метрах в 30 понимаю, что это навстречу идет кот, а «фонарики» — это отражения в его глазах. Какая же куча глаз смотрела на нас тогда из леса – хорошо, что не знаю.

Дорога через лес заняла довольно длительное время (по часам), в конце концов я увидел спасительный просвет между деревьев – мы вышли в поле по деревней Удмуртский Тыловай. Пройдя чуток по полю, мы выбрали себе место и поставили лагерь. Поужинали и завалились спать. До центра Удмуртии не дошли. Ночью, к стати, было видно зарево от Ижевска, а на небе были очень красивые облака. Причем они делали разные узоры – самый запоминающийся – полная (или почти полная) Луна в центре, а облака расходятся такими «лепестками», как у ромашки, но не сплошные, а только по краям, то есть как рисуют – обрисовка лепестка по краю, а внутри пусто.

Пройденное расстояние первого дня около 26 километров.

Утром, собрав лагерь, закинули рюкзаки в лес и пошли налегке. До центра Удмуртии оставалось 8 километров.

эр23

Местность там довольно холмистая

эр24

эр25

эр27

эр28

эр29

эр30

На подходе к Эрестему стоит знак с небольшой картой.

эр31

эр32

Деревня Эрестем

эр33

эр34

Деревня в заброшенном состоянии

эр35

Но там, как выяснилось, строят базу отдыха (деревянный забор на заднем плане)

эр36

эр37

эр38

Почти дошли. Эта беседка почти рядом с центром.

эр39

эр40

Пройдя беседку, поднялись в нехилую гору по тропинке (могли бы нормальную дорожку туда сделать) и наконец-то вышли к центру Удмуртии.

эр41

эр42

эр43

К стати. там стоит палка с желтым флагом – этот флаг 2 года назад поставил приятель, который был с нами. Он уже успел сделать себе новый и ненадолго поменял его там.

эр44

Потом, правда, обратно поставил старый.

В дупле дерева рядом ГЦУ есть бутылка с записками туристов. Свою ручку мы конечно же забыли. Поэтому свою записку пришлось писать горелой спичкой. Может прочтете: «Игорь, Кирилл, Галя, Настя» ;)

Потом выдвинулись обратно.

эр47

эр 48

эр49

Дошли до Чура уже в темноте. Там нас забрала машина. Общее пройденное расстояние этого дня — около 45 километров.

Текст и фото: Игорь Дудырев (https://vk.com/igor_dudyrev)