Герой Советского Союза, генерал-майор Евгений Максимович Кунгурцев

Годы жизни 03.10.1921-11.05.2000

Детство

Евгений родился и вырос в Ижевске. С момента его рождения до получения им звания Героя Советского Союза прошло 23 года.

Семья была многодетной: 8 детей.
Отец, Максим Афанасьевич, трудился на одном из оружейных заводов. В свободное время подрабатывал сапожником.

Мать, Александра Михайловна, занималась хозяйством и воспитанием детей: у каждого были свои обязанности. Было время и на развлечения: старшие братья брали Женю на рыбалку, учили ходить на лыжах. От них он перенял интерес к игре на мандолине и фотографии. Но потом основной страстью школьника стало небо: один из братьев, Александр, стал заниматься в местном аэроклубе. Осенью Евгений ушел из кружка фотографов и присоединился к авиамоделистам. Была выбрана и дальнейшая карьера: целью Жени Кунгурцева было стать пилотом. У него были опасения, что он не подойдет по физической форме поэтому основное внимание школьник уделил спорту: гимнастика, плавание, футбол.

Старания не прошли даром: после восьмилетки Евгений уехал учиться в Воткинск в индустриальный техникум, после был принят в аэроклуб. Оттуда, получив комсомольскую путевку, он уехал за своей мечтой стать летчиком: его направили в военную школу в Балашово. Вскоре начались военные действия, и заниматься будущие воздушные асы стали по ускоренной программе. Несмотря на это, Кунгурцев не мог дождаться выпуска и писал прошения отправить его в полк. Но пришлось ждать окончания учебы: в декабре 1942 г. Кунгурцева отправили воевать.

Война

Служить предстояло на участке Ленинградском фронте, где в феврале 43 года: ему доверили «Черную смерть». Так грозно фашистские солдаты и офицеры именовали ИЛ-2, на тот момент самый лучший самолет. Новоявленный летчик быстро обучался, в том числе и на своих ошибках, разбирая после возвращения каждый вылет. Евгений перенимал хитрости опытных пилотов и наставления командиров: петлять, не дать зенитчикам выйти на прямой удар, использовать потенциал самолета и погодные условия для выполнения цели. Из ведомого он становился ведущим. Четвертый вылет принес Кунгурцеву орден Красной Звезды.

Его увлечение фотографией принесло пользу: в разведвылетах ему удавалось получить качественные снимки вражеских позиций. Он грамотно использовал погодные условия: многие не любили летать при плохой погоде, а Евгений Кунгурцев использовал тучи в качестве маскировки. Он выныривал из облаков ровно над местом съемки, и, после сделанных кадров, быстро скрывался из виду. Впоследствии эти снимки использовали при обучении курсантов Военно-Воздушно академии, которую после войны закончил и сам Кунгурцев.

Возвращаясь после успешного вылета домой, группа Кунгурцева столкнулась с немецкими фоккерами (истребители). Было несколько мгновений на раздумье: принимать бой или постараться уйти? Оба решения рискованны и шансы на успех невелики. Итогом стал приказ принимать бой: 4 советских Илов против 6 фокке-вульфов-190. Гитлеровские асы решаются атаковать с тыла, но на этот маневр успешно отвечают стрелки и атака срывается. После небольшой передышки преследователи выходят на ту же позицию. Ошибка вражеского пилота стоила ему жизни: скорость была столь велика, что фоккер обошел ИЛ. Это дало Евгению Максимовичу навести прицел и подбить машину. Потеря бойца раздражает немцев, и те, забыв об осторожности, атакуют в тыл и с боков одновременно. Такое рассредоточение дает шанс подбить истребитель, чем и воспользовались советские воины. Асам люфтваффе пришлось возвращаться.

Но больше всего Евгения Максимовича притягивали боевые вылеты. Он был прирожденным штурмовиком с характерным только для него стилем ведения боя: предпочтение отдавалось малым высотам, где можно было пройти на бреющем полете и нанести внезапный удар. Такая техника пригодилась во время одного из боевых заданий. Командирам четырех Илов нужно было провести бомбардировку местности возле станции Мга в Ленинградской области. Успешно справившись с миссией, летчики вели машины на родной аэродром, как вдруг заметили на рельсах состав. Он был под надежной защитой зениток и пулеметов. Кунгурцевым было принято решение атаковать. Пройдя на бреющем полете, он с успехом уничтожил ЖД пути и надолго вывел из строя коммуникации немцев на важной транспортной развязке.

Вскоре поступило задание уничтожить аэродром Иммалан-Ярви. Этот стратегически важный для планов немецкого командования пункт надежно защищали батареи зениток и отряды истребителей. Задача была сложная, многие понимали, что, возможно, они не вернуться обратно. Облака помогли обойти зенитную защиту, но попали под огонь одной батареи. Пришлось использовать резервы самолетов в скорости и маневренности и быстро атаковать. По итогам боя были уничтожены склады горючесмазочных материалов и боеприпасов в количестве 3 штук, 15 самолетов противника, 3 батареи зенитных орудий. Все, кто принимал участие в операции, вернулись без потерь на свой аэродром.

На момент присвоения первой Звезды Героя, Кунгурцевым было совершено 176 боевых вылетов в составе штурмового авиаполка. Награду вручили в феврале, а уже в марте 1945 г. Евгений Максимович попал в плен. Его надженый ИЛ, потерявший управление, пропал в самом эпицентре германских войск. Надежды на то, что командир выжил, у вернувшейся эскадрильи не было. Однополчане и офицеры посчитали его погибшим, воздали почести и вернулись к выполнению задач командования. Сам Евгений в этот момент пережил тяжелую посадку: ему удалось выровнять самолет, но от удара он потерял сознание. Очнулся Евгений Максимович от звуков немецкой речи. Окружившие его солдаты грубо вытащили пилота из кабины и бросили в карцер на допрос. Пытки и истязания не сломили сильный дух воина, и немецким солдатам пришлось отступить. Пленного отправили в лагерь под Кенигсбергом, откуда он, вместе с новообретенными товарищами сбежал. Целый месяц спустя пилот вышел на свои позиции. Короткий промежуток на восстановление, и вот Кунгурцев уже сидит за штурвалом своего нового Ила. К моменту получения второй Звезды Евгений успел свершить 210 вылетов.

Послевоенные годы и память

После войны Женя (теперь уже старший лейтенант) решил связать свою судьбу с армией. В процессе службы переезжал с места на место, какое-то время жил в Ижевске. Особая ирония в том, что дом, выделенный Кунгурцеву и его семье, строили пленные немцы. Окончил 2 высших военных учебных заведения: уже упомянутую академию в 1952 г. и Военную академию Генерального штаба в 1957 г. Много времени посвятил преподавательской деятельности и передаче опыта новым авиаторам.

Всем, проявившим доблесть, мужество и отвагу и получившим Золотую Звезду дважды, строили памятники при жизни. В случае с Евгением Максимовичем, в его честь был открыт бюст в Ижевске, назван музей, улицы, пароход в Бердянске, установлены мемориальные доски.

В 1965 г. Евгений Максимович повстречал свою будущую жену, Нину Ивановну, в браке с которой он прожил больше 30 лет. Она работала при аэродроме в литовском городе Паневежис: обеспечивала безопасность взлетов и посадок, следила за полосой. Помогла им сблизиться активная позиций дважды Героя: он добивался благ не только для себя (даже никогда не для себя) а для офицеров и ветеранов армии. В тот момент, когда велось строительство домов, Нина Ивановна помогала принимать и проверять сдаваемые объекты – по первому образованию она инженер-строитель. В совместных поездках-приемках они сблизились. Долго не удавалось официально зарегистрировать отношения из-за проблем с первым супругом Нины, который упорствовал в деле о разводе. Брак был заключен в 1968 г., когда их совместному сыну было около года. Для Евгения Максимовича это тоже был второй союз.

На пенсии Кунгурцев решил осесть в Бердянске. Звание Героя открывало перед ним двери во многие кабинеты чиновников – это использовалось генерал-майором только для всеобщего блага. По его инициативе был построен пансионат Лазурный (12-ти этажный корпус для ветеранов Афганистана), газопровод и газовая котельная, протянута ЛЭП в Бердянск, пионерлагерь «Юный Химик», Дворец Культуры, за его средства составлен план развития города.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *