Часовой пояс
В Ижевске, как и на всей территории Удмуртии, время опережает московское на 1 час (Самарское время).
Рельеф
Местность, на которой расположен Ижевск, имеет равнинный характер; выделяются несколько возвышенных участков с абсолютными высотами до 200 метров и выше. В целом территория города плавно понижается в направлении с севера на юг. Центральная часть Ижевска находится на холме, имеющем относительно пологие северный и южный склоны, а на западе круто обрывающемся к берегу пруда. Южная часть города, где Иж принимает небольшой правый приток Позимь, является самой низменной; урез воды в устье Позими составляет 85 метров.
Ижевский пруд, построенный в 1760 — 1763 годах, расположен в центральной и северо-западной частях города и имеет общую площадь 12 квадратных километров. По своим размерам он входит в число крупнейших на Урале заводских прудов-водохранилищ. Наибольшая глубина пруда — 12 метров.
Климатические условия
Местность располагается в зоне умеренно-континентального климата со среднегодовой температурой +3°C. Ярко выражены все четыре основных времени года; зима обычно долгая и морозная, лето непродолжительное, но тёплое. Самая низкая месячная температура воздуха — в январе, самая высокая — в июле.
Река Иж замерзает, как правило, на второй — третьей неделе ноября, вскрывается в апреле; продолжительность ледостава — примерно четыре месяца. В течение года преобладают юго-западные ветры.
Происхождение названия
Современное название города дано по реке Иж, на которой он расположен. В 1984 — 1987 годах город официально назывался Устинов, после чего ему вернули старое наименование.
Жители Ижевска — ижевчане. В прошлом их традиционно обозначали словом «ижевцы»; по одной распространённой версии, произошедшая в 20 веке замена произошла в условиях активной поддержки со стороны советского политического руководства, стремившегося стереть нежелательную память об участниках антикоммунистического Ижевско-Воткинского восстания 1918 года, которые и после разгрома сопротивления долгое время были известны в народе как ижевцы-мятежники.
История Ижевска
Племена и городища
Первые постоянные поселения на местности, входящей в черту города, появились, вероятно, в начале — середине первого тысячелетия нашей эры. К этому времени относятся два городища, найденные и исследованные в сосновом лесу около санатория «Металлург». Древние жители этих городищ, как полагают учёные, были предками современных удмуртов, носителями языков пермской ветви уральской языковой семьи. Поселения были окружены защитными земляными и деревянными укреплениями.
Следы ещё одного объекта того времени — Ижевского могильника — сохранились около речки Подборенки и Дворца детского творчества. Первые предметы на древнем захоронении были обнаружены местными детьми; в том же году учёный Владимир Генинг организовал первые раскопки археологического памятника. Позже, уже в 1975 году, когда в нижней части течения Подборенки было решено возвести городской Дворец пионеров, экспедиция под руководством Таисии Ивановны Останиной провела дальнейшее исследование объекта, однако полномасштабное научное изучение могильника до нашего времени осталось незавершённым.
Разнообразные предметы быта и украшения, обнаруженные в Ижевске, свидетельствуют о наличии тесных культурных и торговых связей древних жителей местности как с другими финно-уграми востока Европы, так и со многими остальными народами. То же самое утверждают данные языкознания, основанные на анализе топонимии и, в частности, названий природных объектов. До сих пор нельзя утверждать точно о происхождении названия реки Иж; исследователи полагают, что оно пришло из пермских языков, когда-то распространённых на обширной территории уральского региона, высказываются даже предположения о его угорском (можно сравнить с городом Ижак в Венгрии) либо славянском происхождении.
О раннесредневековой истории региона почти нет достоверных сведений: местные народы не имели своей письменности, а путешественники из соседних стран редко посещали эти земли, находящиеся вдали от всех крупных и наиболее значимых дорог, соединяющих Европу и Азию.
Уже в первой половине прошлого тысячелетия в удмуртском крае стали возникать русские и татарские поселения. Осваивая новые территории на востоке, славянские правители стремились подчинить себе пермские народы, включив в состав Московской Руси историческую Вятскую землю. В то же время южные удмурты, в том числе живущие по берегам Ижа и его притоков, попали в сферу влияния Волжской Булгарии, а затем набирающего силу Казанского ханства. После взятия Казани в 1552 году русскими войсками земли всех народов Средней Волги и Приуралья, включая черемисов (марийцев) и вотяков (удмуртов), стали владениями русского государства. В 1582 году царь пожаловал ижевские земли татарскому князю из рода арских князей Яушевых. В 18 веке Яушевы отдали свои удмуртские владения Алексею Тевкелеву, который оставался хозяином этих земель до времени основания Ижевска.
Поселок при заводе
Согласно указу Сената от 20 октября 1757 года о строительстве железоковательного завода на реке Иж 10 апреля 1760 года развернулось возведение первых землянок для строителей будущего промышленного центра Урала. На заготовку и подвозку леса, глины, бутового камня, на земляные работы было привлечено около тысячи крестьян — приписных графа П. И. Шувалова (1710— 1762), владельца Гороблагодатских заводов на Урале. Через 3 года новый завод выпустил первую продукцию — кричное железо.
При заводе вырос рабочий посёлок, с него и берёт начало город на Иже.
Оружейная кузница России
10 июня 1807 года — день второго рождения посёлка на Иже. По указу императора Александра I на базе железоделательного завода начинается строительство оружейного завода по выпуску до 70 тысяч единиц холодного и огнестрельного оружия. Руководил строительством и организацией оружейного производства талантливый горный инженер А. Ф. Дерябин (1770—1820), главный начальник Гороблагодатских заводов. С этого времени Ижевск становится военной кузницей России. Сегодня на плотине пруда напротив главной заводской башни с курантами стоит бюст основателя оружейного производства, а в нагорной части города на площади Оружейников в 2007 году установлен памятник мастерам-оружейникам. Неподалёку — восстановленный Михайловский столп.
Гражданская война
В октябре 1917 года в Ижевске установилась Советская власть. К этому времени большевики уже имели поддержку большинства в местном совете, поэтому Октябрьская революция на начальном этапе проходила без кровопролитных вооружённых столкновений. Взяв власть в свои руки, большевистское руководство приступило к созданию красногвардейских отрядов, задачей которых была защита революционных достижений на территории Средней Волги и Предуралья, где продолжались бои.
Получая вооружение с арсеналов Ижевска и Воткинска, рабоче-крестьянские отряды Красной армии направлялись на фронт, в то время как в самом Ижевске не оставалось ни крупных отрядов, ни опытных красных командиров. Временной слабостью ижевских коммунистов, а также протестными настроениями в связи с роспуском большевиками Совета смогли воспользоваться противники Советской власти, развернувшие массовую агитацию среди рабочих. 8 августа 1918 года с неожиданного нападения на оружейный склад началось Ижевско-Воткинское восстание, в ходе которого мятежникам удалось полностью взять под контроль значительную часть Удмуртии вместе с Ижевском, Воткинском и Сарапулом. Восстание продолжалось до середины ноября, когда бойцы красноармейской дивизии под командованием Владимира Азина штурмом взяли Ижевск. Оставшиеся в живых повстанцы присоединились к армии Колчака.
В 1919 году наступавшие на запад колчаковцы вновь захватили Ижевский завод и удерживали его до начала июня. Бои за крупнейший центр производства оружия стали одним из ключевых событий Гражданской войны, а их потеря принесла серьёзный ущерб боеспособности Белого движения и во многом предопределила скорый конец гражданской войны.
Советский период
С 1920-х годов, когда Ижевск приобрёл статус столицы Вотской АО, наблюдался взрывной рост численности населения, обусловленный возрастанием политической роли города и активным расширением промышленности. В 1920 — 1925 годах по инициативе местных рабочих произошла первая за послереволюционный период серьёзная реорганизация Ижевского завода, после которой местные оружейники сумели даже опередить тульских по многим показателям. В городе появлялась новая жилая застройка, дороги благоустраивались новыми тротуарами. Совершенствовались условия быта и хозяйства ижевчан; в начале 1930-х годов в городе появились первые автобусы, в 1935 году открылась первая трамвайная линия.
После получения столичного статуса город стал быстро превращаться в значимый центр культуры всего региона. В Ижевске издавались газеты и книги, открывались курсы удмуртского языка, удмуртские библиотеки и школы. Инициаторами преобразований стали наиболее известные удмуртские общественные деятели, в частности, выдающийся поэт и писатель Кузебай Герд. В 1940-е — 1960-е годы удмуртское образование в Ижевске и по всей территории республики было большей частью ликвидировано, во многом с согласия значительной части местного населения, а учебные заведения стали русскоязычными.
Большую роль сыграли военные предприятия города в войне 1941 — 1945 годов. Они поставляли на фронт миллионы единиц оружия, принимали эвакуированную с запада производственную технику. Для снабжения заводов необходимыми ресурсами в военные годы была построена железнодорожная линия, связавшая столицу Удмуртии со станцией Балезино главного (северного) направления Транссибирской магистрали.
После войны продолжилось формирование Ижевска как промышленного центра общегосударственного значения. В 1966 году был выпущен первый автомобиль производства Ижевского автозавода. В 1970-е годы Ижевский завод был реорганизован, превратившись в производственное объединение «Ижмаш». К середине 1970-х годов население Ижевска достигло полумиллиона жителей.
В 1984 году политическое руководство приняло решения о переименовании Ижевска в Устинов в честь советского министра обороны Дмитрия Устинова. Однако введение нового названия вызвало значительные протесты со стороны ижевчан, и в 1987 году столица Удмуртской АССР вновь стала именоваться Ижевском.
В 1978 году Ижевск награждён орденом Октябрьской Революции. 27 мая 1997 года столица Удмуртии приобрела свой герб, а 21 апреля 2000 года — флаг. Автором является творческий коллектив в составе С. Л. Бехтерева и Н. А. Быкова.
В сентябре 2010 года прошло празднование 250-летия города.
Административные районы Ижевска
За свою историю административное деление города неоднократно претерпевало изменения. Долгое время существовало 3 района. В настоящее время районов пять:
- Октябрьский
- Индустриальный
- Ленинский
- Первомайский
- Устиновский
Застройка и планировка
Планировка города Ижевска обусловлена всей историей развития местности. Застройка, сохранившаяся к нашему времени, отражает исторические особенности как самого Ижевска, так и почти двух десятков соседних деревень, которые были поглощены расширяющимся городским пространством в середине и конце прошлого века.
Географический и исторический центр города расположен вблизи плотины Ижевского пруда, где река Иж вытекает из водохранилища. В центре размещаются важнейшие административные, культурные и учебные объекты Ижевска. Центральная часть состоит преимущественно из прямоугольных кварталов, образованных сеткой главных улиц — Максима Горького, Пушкинская, Советская, улица Кирова. Одним из самых живописных мест в Ижевске считается набережная пруда, реконструированная и открытая для ижевчан в 2010 году. На улице Максима Горького недалеко от Александро-Невского собора сохранилась цельная дореволюционная городская застройка, в которой выделяются несколько примечательных строений девятнадцатого столетия. С юга и востока к центру примыкают обширные районы малоэтажных частных домов.
На противоположном от центра берегу Ижа находится местность Заречье, где на большой территории, прилегающей к пруду, расположены основные промышленные объекты города, в том числе НПО «Ижмаш» и ОАО «Ижсталь». Вблизи улицы Южная Набережная и проезда Дерябина устроена пристань.
На северо-востоке и востоке находятся новые жилые кварталы Ижевска с плотной многоэтажной застройкой.
С плотины открывается удивительный вид на Ижевский пруд. Зеркало «искусственного моря» 24 км2. Он вытянут по долине реки Иж на 11 км, максимальная ширина — 2,5 км. В навигационный период по пруду курсируют пассажирские катера.
В пределах города особо выделяется местность вблизи пруда, на которой расположены многочисленные зоны отдыха с крупными лесистыми участками вдоль всего берега. В наиболее удалённой от центра северо-западной части пруда выделяется посёлок Воложка, формально представляющий собой дальний микрорайон Ижевска. В Воложке имеются пляжи и другие рекреационные объекты; посёлок связан транспортным сообщением по воде (речные трамваи) и по железной дороге (вблизи посёлка есть железнодорожная платформа, где останавливаются поезда пригородного сообщения).
Население
Общая численность населения Ижевска в 2017 году — около 650 тысяч жителей, плотность — 2,1 тысячи человек на квадратный километр. По количеству населения Ижевск занимает 20-е место в РФ и 8-е в Приволжском федеральном округе (после Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Уфы, Перми, Саратова и Тольятти). В середине двадцатого века, с 1920-х по 1970-е годы, население столицы Удмуртии увеличилось почти в десять раз, к концу 1990-х годов достигнув максимального значения — 655 тысяч человек, в течение последующих десяти лет монотонно снижалось; с 2010-х годов население города вновь стало увеличиваться.
Современные географы и социологи часто используют понятие «Ижевская агломерация», применяемое к Ижевску и пригородной сельской местности вокруг города, а также — более широко — ко всей густонаселённой части юга Удмуртии, которая в социально-экономическом и транспортном отношении тяготеет к столице республики. В этом случае можно утверждать, что общее население агломерации превышает 900 тысяч человек. С другой стороны, такое обозначение считается спорным: в настоящее время Ижевск является единственным крупным и стабильно развивающимся населённым пунктом региона, и даже второй по величине город южной части республики — Сарапул — обладает населением менее 100 тысяч человек, причём его население в последние годы сокращается.
Рост численности жителей Ижевска происходит одновременно с жилищным строительством, особенно массовым в течение нескольких последних лет. По данным статистики, на долю Ижевска приходится почти половина вводимого в Удмуртской республике жилого фонда, причём около 90% его составляет многоквартирное жильё.
Для Ижевска характерно преобладание женского населения над мужским: по данным Федеральной службы государственной статистики, мужчины составляют примерно 45% жителей города, женщины — почти 55%. Численность трудоспособного населения составляет 60,4%, моложе — 17,7%, старше — 21,9%.
В языковом отношении большинство составляют русские (70% от всего населения); среди других народов — удмурты (около 15 %), татары, марийцы. Крупнейшие религиозные общины — мусульмане-сунниты и православные христиане; в городе имеется более десяти православных храмов, важнейшими из которых можно считать Михайловский собор (на Красной площади) и Александро-Невский собор (на улице Максима Горького), и три мечети — в Ленинском, Первомайском и Устиновском районах.
В городе действуют около 100 средних школ и несколько вузов (включая как государственные, так и частные). В Ижевске насчитываются 72 библиотеки различного профиля.
Местное самоуправление
Городскую думу составляют 42 депутата, избираемые на пятилетний срок; Дума занимается принятием нормативных документов, утверждением городского бюджета, территориальным планированием, контролирует работу должностных лиц, организует муниципальные выборы. Депутаты большинством голосов избирают председателя Думы, который руководит её деятельностью.
Глава муниципального образования, выбираемый Городской думой из состава депутатов, является руководителем города; в его обязанности входит утверждение и обнародование нормативно-правовых актов, принятых Думой, назначение руководителей структурных подразделений, образующих городскую администрацию, организация регулярного взаимодействия местной власти с населением.
Ижевск делится на пять административных районов — Индустриальный, Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Устиновский. Все районы имеют примерно равную численность жителей. Каждый район имеет свою администрацию, занимающуюся решением местных вопросов, руководителя которой назначает Глава города.
Экономика
Основой хозяйства Ижевска является развитая промышленность. К ключевым направлениям промышленного производства в Ижевске относятся производство автомобилей, станков и оборудования, аппаратуры для системы навигации ГЛОНАСС, чёрная металлургия, деревообрабатывающая, химическая и пищевая промышленность. Особое значение в экономической деятельности имеет военная промышленность, в том числе производство стрелкового оружия, средств ПВО, радиоэлектронной военной аппаратуры.
К числу важнейших производственных предприятий относятся «Ижмаш» (с 2013 года — концерн «Калашников»), Ижевский завод пластмасс, ОАО «Ижнефтемаш» (производство оборудования для нефтедобычи), ОАО «Купол» (военная продукция), ОАО «Ижсталь» (металлургическое производство разнообразного профиля), ОАО «Милком» (молочная продукция). Особенностью современной экономической организации стало преобладание крупных компаний, объединяющих отдельные производственные объекты в многопрофильные комплексы, выпускающие большое количество разных видов продукции.
В Ижевске имеются 2,3 тысячи розничных торговых предприятий. В последнее время в городе появились объекты, занимающиеся продажей товаров крупных торговых сетей, функционирующих и широко известных во многих больших городах РФ — «Ашан», «Эльдорадо», «М-Видео», «Карусель»; из продовольственных сетей представлены «Пятёрочка», «Магнит», «Дикси» и другие.
В городе насчитывается более сорока гостиниц и около пятисот пунктов общественного питания.
Транспорт
Ижевск — один из наиболее крупных транспортных узлов приуральского региона.
Основной автомагистралью, проходящей через Ижевск, является трасса Елабуга — Пермь, входящая в состав федеральной автомобильной трассы М7 «Волга» и представляющая собой подъезд от её главного направления (Казань — Уфа) к Ижевску и Перми. Для разгрузки улиц, находящихся в центральной части города, построена объездная дорога, известная как Западное полукольцо; она проходит преимущественно по пригородной местности на территории Завьяловского района Удмуртии, обходя Ижевский пруд с северо-запада. В последующие годы планируется на её основе запустить Ижевскую кольцевую автодорогу, которая свяжет все окраинные районы города и создаст удобные возможности объезда для транзитного транспорта.
В 2017 году Правительство Удмуртской республики приняло постановление об осуществлении программы «Ижевская городская агломерация», направленной на модернизацию дорожной инфраструктуры Ижевска и пригородной зоны города. В рамках реализации принятой программы предусматривается ремонт и реконструкция существующих дорог, а также (после окончания основных ремонтных работ) строительство новых трасс и транспортных развязок. Программа «Ижевская городская агломерация» рассчитана до 2025 года.
Большинство дальних автобусных рейсов отправляется от Центрального автовокзала, расположенного в центре города на улице Красноармейской. Из Ижевска можно без пересадок добраться до Казани, Самары, Челябинска, Чебоксар, Перми, Уфы. Другой важный пункт отправления — Южная автостанция, с частыми рейсами до многих близлежащих населённых пунктов, в том числе до районных центров Агрыз (республика Татарстан), Вавож и Киясово.
Для проезда по городу пассажиры пользуются сетью трамвайных, троллейбусных и автобусных маршрутов. Первые автобусы и трамваи прошли по улицам Ижевска в 1930-е годы, троллейбусное движение было запущено в 1968 году. В последние годы иногда высказывается идея о возможности будущего строительства новых транспортных систем на средства частных собственников, в частности, надземной рельсовой линии.
Железнодорожный транспорт Ижевска представлен линиями Агрыз — Ижевск и Ижевск — Балезино, которые проходят в меридиональном направлении и соединяют столицу Удмуртской республики с двумя направлениями Транссибирской магистрали — южным (через Агрыз) и северным (через Балезино и Глазов). Перевозки обслуживает Горьковская железная дорога.
Главный пассажирский вокзал располагается на юге города, в Ленинском районе; кроме него, есть несколько пассажирских платформ в различных частях Ижевска. Ижевск связан беспересадочным железнодорожным сообщением с Санкт-Петербургом, Москвой, Екатеринбургом, городами Краснодарского края. Хорошо развито пригородное сообщение по территории Удмуртии, с Кировской областью (Вятские Поляны) и Татарстаном (до Казани и Набережных Челнов). Ещё одна линия, направлением с востока на запад, связывает столицу с районным центром Ува; по этой ветке от Ижевска до Увы 1 — 2 раза в сутки ходит электричка.
Воздушное пассажирское сообщение осуществляет Ижевский аэропорт, находящийся на территории Завьяловского района недалеко от деревни Старое Мартьяново в 15 километрах к востоку от центра Ижевска. За сутки он отправляет и принимает несколько авиарейсов, большинство — из Москвы, также вылетают самолёты до Екатеринбурга, Уфы, Пензы, Сочи, Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода. Добраться от Ижевска до аэропорта можно на пригородном автобусе №331.
Особым видом транспорта, свойственным столице Удмуртской республики и являющимся одной из широко известных путешественникам достопримечательностей, является судоходство по заводскому пруду. В период навигации — с мая по октябрь — от пристани у плотины ходят небольшие суда (речные трамваи) до Воложки — удалённого микрорайона, расположенного вблизи западного берега пруда. В пути речной трамвай делает несколько остановок.
Храмы Ижевска
Ижевск возник как рабочий поселок. Но он всегда славился своими храмами. По проекту первого архитектора города С. Е. Дудина построена Троицкая кладбищенская церковь (1814, прошла три реконструкции), по проекту другого зодчего — А. Д. Захарова — возведён Свято-Александро-Невский собор (1820—1823). Свой след в городе на Иже оставил и архитектор И. А. Чарушин. Он является автором Покровской церкви (1903, восстановлена в 1991—1996), Свято-Михайловского собора (1906), Успенской церкви (1916). В 1885 году в нагорной части будущего города (современный переулок Широкий) появилась Крестовоздвиженская часовня, построенная в память об освобождении мастеровых от обязательного труда.
Настоящим украшением современного Ижевска стали храм в честь Казанской иконы Божьей Матери (1996— 2001) рядом со Свято-Михайловским собором, Свято-Пантелеймоновский храм (2002) на улице Удмуртской, храм святых Царственных мучеников при Северном кладбище (2005). Никогда не пустует и мечеть на улице Азина.
В 6 километрах юго-западнее посёлка Машиностроителей находится горнолыжный комплекс «Чекерил». Он включает в себя 8 различных трасс — одна из них освещённая для вечернего катания. Трассы общей протяжённостью около 5 километров, где себя комфортно чувствуют как начинающие (трасса для обучения), так и опытные горнолыжники (спортивная трасса).
Для сноубордистов-экстремалов оборудован сноуборд-парк повышенной сложности с искусственными препятствиями-фигурами. Детей обязательно порадуют три тюбинговых трассы различной степени сложности.
Достопримечательности Ижевска
Ижевск развивается, становится всё краше и краше. В год 250-летия столицы Удмуртии (2010) на Центральной площади города появился оригинальный памятник-талисман Ижевска симпатичный Ижик, на установку которого жители города собрали более 80 тысяч старых ключей общим весом свыше 180 кг.
Следует отметить, что в городе уже несколько оригинальных стел и монументов:
- это пельмень у кафе «Позимь» (2004);
- крокодил в зелёном кафтане на перекрёстке улиц Советской и Коммунаров (2005);
- железная коза в Берёзовой роще (2006);
- собака-космонавт Звёздочка в районе Старого аэропорта (2006);
- бронзовый волк Акела при входе в зоопарк (2008) и другие.