Художник Игорь Сергеевич Бехтерев

Игорь Сергеевич Бехтерев – самобытный удмуртский художник-реалист, известный своими пейзажами. Его творческое наследие по праву входит в золотой фонд республики.

Краткая биография

Дата рождения: 28 июля 1939 г.

Место рождения: Удмуртия, Сарапульский район, деревня Ершовка.

Худграф УдГПИ: с 1961 по 1966 гг.

Членство в союзе художников: с 1975г.

Выставки – зональные, республиканские, авторские, мемориальные (после 1990 г.).

Дата смерти: 24 декабря 1990 г.

Возраст на момент смерти: 51 год.

Причина смерти: ожоги, полученные при умышленном поджоге квартиры в попытке преступников уничтожить старшего сына живописца, служащего в милиции.

Творчество

Главная тема творчества живописца – пейзажи. Бехтерев запечатлевал не только красоты родной Удмуртии: в его архиве картины с изображением Карельской природы, Ладоги, средней полосы и других уголков. Полотна лиричны и задушевны, богаты светом и теплотой – так может писать только тот, кто с детства впитал в себя любовь к родной земле. Много полотен посвящено родной реке Каме, на берегах которой прошли мальчишеские годы мастера. «Камские дали», «Сарапульская пристань», «Село Яромаска» (огромная панорама) — каждое возвращение в родные места дает Игорю Бехтереву заряд творческой энергии и вдохновения. Поэтикой напитаны зарисовки сельской жизни: «Окраина удмуртской деревни», «В начале мая». Художник не понаслышке знает о трудном, но наполненном нехитрыми радостями деревенском быте – сказывается детство, проведенное в Ершовке. Тонко чувствуя природу, Игорь Бехтерев не мог не отразить вмешательство человека в размеренную жизнь: «Камский дюкер», «Поселок газовиков». Вся хрупкость естественной красоты и отчасти варварское отношение людей трогательно выписана на картинах живописца.

Этюды, картины и зарисовки, вышедшие из под кисти Бехтерева, необычайно тонко передают оттенки и мгновения природы. Зритель не просто рассматривает статичную картинку – чувствуется то мимолетное состояние жизни, когда один сезон сменяет другой, одно состояние перетекает в другое. Симфония осенних листьев, которые вот-вот подхватит ветер и окончательно разденет деревья, теплые июльские деньки, когда облака лениво переползают по небу, зимняя стужа и ветки в инее – чтобы писать так, нужно творить сердцем и сопереживать с природой все ее проявления. Работы живописца необыкновенно нежны – их тихий голос переносит в те времена, когда все было простым и понятным, когда дружба была крепкой, улица и двор были полны тайн, а дальняя дорога манила приключениями. «Бабушкин дом», «Банный день» — небольшие приветы из детства.

Натюрморты Бехтерева созвучны с его пейзажами. Элементы повседневного быта раскрываются с новых сторон, находя отклик в душе зрителя, ведь то, что изображено близко каждому. Полотна воздушны и солнечны: «Лето», «Вечер», «При лужке. Этюд с лошадками», «Сенокос», «С подсолнухами», «Русская песня», «Весна в совхозе», «Свежий улов», «Сирень», «Подснежники». Картина «Отцовская весна» – это дань памяти живописца всем, кто участвовал в Великой войне и освобождал Родину, вернувшимся в отчий дом и полегшим в боях.

Мастером создавались и портреты: «Лесничий», «Дядя Коля летом у дома». Талант Игоря Бехтерева подмечать мелкие детали способствует лучшему раскрытию характеров изображенных. Каждая морщинка, каждый отблеск находится на своем месте и передает всю жизнь, которая была прожита человеком. Его автопортрет как нельзя лучше описывает самого художника: «Русская песня «Выхожу один я на дорогу». Под лермонтовскими строчками изображен Бехтерев в тулупе, боярской шапке и баяном. Этот инструмент знаком ему не понаслышке – в студенческие времена Игорь Сергеевич часто музицировал в свободное время. Фигура располагается на фоне деревни зимой. В какой-то мере, это полотно – сборный образ любого жителя России, наделенного силой, справедливостью и сильным духом. Фронтовики, которых писал художник, их лица, несущие груз войны и непосильной работы, заставляет зрителя внимательно вглядываться в портреты, пытаясь по одному моменту увидеть всю жизнь, узнать, какая она была, и подумать о том, что ждет его поколение в будущем.

Творческий путь мастера можно проследить по его работам. Его миропонимание и осознание себя проявляется в мазках и палитре, композиции, сочетании цветов, использовании света и тени – жизнелюбие, оптимизм, широта и богатство души, благородство, вера в лучшее в человеке. Они дарят радость и надежду. Одна из его последних работ завораживающе-мистическая: «Лесная боль». На картине изображен зимний лес. На кипенно белом снегу на первом плане художник помещает окровавленную лосиную голову. Рядом с ней, по первоначальному замыслу, находилась оторванная человеческая кисть, но позже, по неведомым причинам, Бехтерев закрыл ее веткой ели. Слева, в углу, изображен синего цвета патрон, а вверху плачущая рябиновая ветвь с сидящей на ней небольшой птичкой. Синичка как будто с удивлением и печалью рассматривает мертвую голову могучего зверя. Все замораживается внутри, когда всматриваясь видишь небольшую слезу. Что это, сожаление о смерти или о коварстве и подлости? Остро переживаешь несправедливость – хрупкое равновесие нарушено, но виновные не найдены и не наказаны.

Искусство Игоря Сергеевича Бехтерева реалистичное, жизненное, показывающее, сколько красоты скрыто в повседневных и обыденных вещах. Художник точно передает свое настроение и отношение, показывая, что совсем рядом остались еще нетронутые уголки природы. Красота остается незамеченной нами – потому что мы привыкли к ней. Полотна Бехтерева учат не только смотреть глазами, но видеть сердцем и ценить то, что находится от нас на расстоянии вытянутой руки.



Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий