Художник Леонид Алексеевич Прозоров

Леонид Алексеевич Прозоров – удмуртский художник-график, чьи реалистичные картины способствовали развитию этнофутуризма. В его полотнах виден национальный характер удмуртов, их философия и самобытность, типичные, свойственные только им черты. Участник республиканских и всероссийских выставках.

Детские годы

Леонид Прозоров родился 16 февраля 1947 г. в селе Селты. По национальности удмурт. В семье, помимо него, было еще четверо детей: старший брат Герман и три сестры – Фаина, Людмила и Ангелина. Родители – простые служащие. Отец, Алексей Егорович, прошел всю войну, был демобилизован в 1946 г. из Чехословакии. В мирной жизни работал лесником. Мать, Клавдия Владимировна, работала учительницей, председателем колхоза, женорганизатором – продвигаться по партийной линии ей помогало полученное образование в советско-партийной школе.

Семья была творческая – дети любили читать, родители музицировали. Интерес к рисованию у Леонида возник рано – он последовал примеру старшего брата. Несмотря на загруженность домашними обязанностями – жизнь в деревне, тем более в послевоенное время, полна забот и хлопот – у мальчишки находилось время и на ребячьи игры и развлечения. Они были простыми: рыбалка, купание, хождение дружной ватагой по грибы и ягоды, сбор орехов. Детская мечта, которую он делил с товарищем Владимиром Зворыгиным, построить своими руками плот и уплыть далеко-далеко, сколько хватит сил, по ближней реке Кильмезь.

Леонид, вместе с Володей, решили не тратить время на лишний год учебы и закончили десятилетку в селе Копки, которое располагалось на расстоянии в 30 км. от Селты. Они вместе занимались в изокружке в доме Творчества, а в 9-м классе поступили в Московский заочный народный университет искусств. Закончив в 1964 г. школьное обучение, они поступили в Удмуртский педагогический институт – в то время только там был художественно-графический факультет.

Несмотря на сложности – съемный угол, маленькая, не всегда выплачиваемая стипендия, скудная еда, учился Леонид Алексеевич с энтузиазмом. Ему посчастливилось попасть к хорошим наставникам, воспитавшим немало талантов. Учителями были Рем Касимович Тагиров и Алексей Павлович Холмогоров. Дипломная работа была посвящена лошадям – эта тема разрабатывалась Прозоровым с 4 курса. Были получены рекомендации для поступления в аспирантуру.

Творческий путь

В 1969 г. Леонид Алексеевич призывается в армию. Там он служит полковым художником. Возможно, именно это, также как и работа в редакции газеты и культпросветучилище, повлияло на то, что основой его творчества стала графика. В 1972 г. Леонид Прозоров начинает трудиться в редакции «Советской Удмуртии» в должности художника и художественного редактора.

Мастер-наставник, Алексей Холмогоров, с неодобрением отнесся к подобной деятельности ученика. Он считал, что монотонная газетная работа убьет в художнике творческое начало. Как показала практика, мэтр ошибался. Леониду Прозорову работа в газете помогла открыть новые грани его таланта, несмотря на дефицит времени на самовыражение и личное творчество.

Разъезды, встречи с разными людьми – в большинстве совеем простыми тружениками, все это послужило благодатной почвой для художника. В газете появлялись его изорепортажи, плакаты, виньетки, коллажи, зарисовки, иллюстрации к очеркам и местам, где он побывал. Сейчас эти работы очень ценны в своей ретроспективе. К тому же, многие запечатленные поселения уже исчезли с карт, став заброшенными. Прозоров жил народом и его нуждами – с ним всегда были его альбомы и карандаши, тушь и перо.

Иллюстрации книги «Покчи гужем» («Бабье лето») выполненные в технике линогравюры и гравюры на пластике, заслужили высокую оценку критиков. Помимо этого, художник сотрудничает с поэтами: выполненные им работы помогают глубже проникнуть в произведение, понять замысел автора. Он сдружился с Фролом Васильевым, поэтом, который поддерживал его в творческом поиске. Иллюстрации, сделанные им к сборнику стихов «В месяц листопада» отражают не только мысли поэта, но и собственное видение художника. В 1996 г., за иллюстрирование учебных пособий для национальных школ «Анай кыл» («Родное слово») Прозоров становится лауреатом Государственной премии Республики Удмуртия. В последние годы творчества народная тема увлекла мастера – им была создана графическая серия по мотивам удмуртских народных песен.

Поражает широта мастерства Леонида Алексеевича: он творит в разных техниках и жанрах. Линогравюры, офорты, автоцинкография, рисунки углем, тушью, карандашом, акварелью – портреты, натюрморты, экслибрисы, пейзажи, автопортреты: все это творческое наследие художника. Отдельно стоит рассказать о пейзажах, где запечатлены милые сердцу уголки родного края: природа олицетворяет свет и нравственность, а в сочетании с элементами деревенской жизни сюжеты оживают. Это светлые картины, наполненные покоем и умиротворенностью. Образы получаются зримыми и осязаемыми: чувствуется тягучая сонная тишина зимнего леса, томная расслабленность летнего полдня. Сила природы, ее мощь и созидательная энергия – колоссальный источник вдохновения для Леонида Алексеевича.

Жанровые картины неотрывно связаны с обычной деревенской жизнью, ее хлопотами и заботами. Все это знакомо художнику с детства: покос, полевые работы, рождение ягнят и телят, сбор урожая, рыночные дни. Быт удмуртских крестьян описан правдиво, без приукрашивания и вычурности. Картины охватывают все периоды человеческой жизни – от рождения и влюбленности до старости и смерти.

Особое место занимают женские и детские образы. Дети – смысл жизни и продолжение рода. Частый образ – летящий, парящий над землей мальчик вместе с жеребенком. Это квинтэссенция детства, светлых мечтаний, ожидания будущей взрослости и одновременно стремление остаться юным надолго.

В серии «Деревенская любовь» Прозоровым точно переданы национальные особенности отношений между мужчиной и женщиной. Это уважение и доброта, скромность и целомудренность. Трепетно и отношение мастера к женщине-матери: молодая девушка, которая лишь предстоит когда-то стать мамой, женщина, укачивающая малыша, старушка, ожидающая своих детей у ворот. Мать дает жизнь, благословляет, учит, служит нравственным критерием всех последующих поступков.

Леонид Прозоров создал серию портретов, где изображены ветераны, герои производства, простые работяги. Им была создана рубрика «Звезды Удмуртии», где показывались его работы: образы сильных, добрых, справедливых мужчин-кормильцев, светлые и добрые портреты девушек. Художник говорил, что для трудяг увидеть свой портрет в газете это праздник, повод гордиться и становиться лучше.

Последний год жизни

5 ноября 1999 г. Леонид Прозоров принимает решение самостоятельно уйти из жизни. Что им руководило – остается тайной: это могло быть минутным порывом, а могло сказаться накопленное напряжение.

В 1999 г. исполнилась детская мечта Леонила Прозорова – сплавиться по реке Кильмезь. Тот период был крайне напряженным в работе – были созданы многие десятки этюдов, портретов, зарисовок. Стимулом была творческая поездка по краю, в ходе которой он побывал в родном селе и встретился со старым другом Владимиром Зворыгиным. Вместе они пропутешествовали по местам, памятным с детства.

Вдова художника, разбирая архив, нашла ксерокопию линогравюры с изображенным на ней Данко. Этот персонаж Горького, который светил другим своим собственным сердцем. На найденном изображении Данко лежит на земле с остывающим сердцем, а вокруг ликует народ. Это была копия с работы В. В. Маркелова, художника, тоже добровольно ушедшего из жизни. Что это, совпадение или символичное послание – каждый решает для себя самостоятельно.



Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий