Художник Рем Касимович Тагиров

Рем Касимович Тагиров – художник, создатель удмуртской графической школы, преподаватель, выпустивший множество талантливых живописцев.

Детские годы

Рем Касимович (по паспорту Рим Касымович) родился 2 апреля 1933 г. в Казани. В семье было двое детей, у Рема был старший брат Рафаэль. Мать и отец были простыми служащими, Касым Тагирович участвовал в Первой Мировой войне, в Гражданской – боролся с басмачеством. В мирные годы, вплоть до 1937 г., работал на заводе, был директором художественного Казанского училища – приносимые им наброски и этюды способствовали тому, что младший сын увлекся живописью. Игра света и тени, законченность линий и волшебство рисунка завораживали – вскоре мальчик приобрел привычки делать наброски в любое свободное время. Мать, Наубагара Нуруддиновна, учила детей в татарской школе. Начавшиеся репрессии разбили устоявшуюся жизнь – под сталинские жернова попал дядя Рема Касимовича. Его расстрел поставил под сомнение благонадежность всей семьи – Касыма Тагировича исключили из партии и уволили с работы. Квартира также была утеряна. Тагировым пришлось бежать за 30 км от Казани и пытаться наладить быт.

В 1939 г. семья вернулась в Казань. Нашли жилье в сыром подвальном помещении, отца с трудом взяли на завод. Жили впроголодь. С началом войны старший Тагиров уходит на фронт, откуда был комиссован в 1945 г. по причине болезни (язва желудка). Матери художника, Наубагаре Нуруддиновне, пришлось в самые тяжелые военные годы тянуть на себе двух мальчишек, которые только пошли в школу. Чтобы иметь возможность выжить, приходилось выменивать на еду ученические картинки, что были принесены отцом в период его директорства в училище. За них давали овощи: морковку, свеклу, огурцы, картофель. В качестве поддержки, многим семьям были выделены участки для посадок. Рем, помогавший сажать и обрабатывать картошку, постоянно спрашивал у матери, наедятся ли они досыта, когда соберут урожай.

Первые годы после окончания войны тоже были сложными: была введена карточная система. Но находилось время и для обычных мальчишеских забав и приключений: плавание по Волге на лодке, рыбалка и посиделки у костра, парк разбитой и заброшенной военной техники, настоящее оружие. Были и сложности: несколько раз Рему пришлось защищать себя, когда он попал в чужой район города чтобы отоварить талоны. Местная банда хотела отнять полученные вещи, думая, что тщедушный невысокий парнишка не сможет оказать сопротивление. Рем дрался яростно и сумел отстоять себя – на память о тех событиях он на всю жизнь приобрел шрам у подбородка, полученный от удара бритвенным лезвием.

Обучение мастерству

После окончания школы Рем Касимович без труда поступает в Казанское художественное училище, где с нетерпением стремится узнавать новое в живописи. Его увлеченность и работоспособность не проходят даром – дипломная работа «Юный художник» участвует в профессиональной выставке (1954 г.) и публикуется в журнале «Пионер». Успех окрылил Рема Тагирова, но не вскружил голову – целеустремленный вдохновленный юноша с одним маленьким деревянным чемоданчиком едет покорять столичный художественный институт имени Василия Ивановича Сурикова.

В этом учебном заведении была особая атмосфера партнерства. Особенно это проявлялось в неформальной обстановке: на пленере и в мастерских наставников. Ученики не просто перенимали знания, они заражались примером своих наставников в их отношении к человеку, творчеству и месту художника.

Рем Касимович проходил специализацию у признанного мастера – Евгения Адольфовича Кибрика. В эту пору пришло понимание, как из этюда будет рождаться полноценная картина: цельность произведения зависит от сочетания теплого и холодного, светлого и темного. Все изобразительные средства должны работать над созданием единого, целостного образа. Итогом этого периода стало полотно «Дача в Кунцево». Этюд наполнен светом и солнечными переливами, минимализм не отвлекает от основного сюжета, а грамотно подобранная палитра делает полотно динамичным и живым.

Завершением обучения стало графическое искусство. Практика перед дипломом проходила в Севастополе, красивейшем портовом городе. Море очаровало Рема Тагирова – ему было разрешено выходить с командой корабля на учения. Наблюдения за жизнью матросов, переменчивая стихия и людская стойкость нашли отображения в маринах: цветные линогравюры серии «Черноморец». Это был успех – о них с восторгом отзывались не только простые зрители, но и преподаватели и критики. Работы экспонировались на многих выставках союзного масштаба, а линогравюра «К берегу» экспонировалась на всемирной выставке в 1961 г. в Брюсселе. Репродукции печатались в журналах «Огонек», «Молодая Гвардия», «Юность», в энциклопедиях, на открытках.

Известность и большие гонорары не испортили Рема Касимовича. На полученные деньги он приобрел вместе с братом Рафаэлем старый «Москвич» и за два лета пропутешествовал по черноморскому побережью, был в Кишиневе, Киеве и Одессе. Ночевки под открытым небом, рассветы и закаты, природа и, конечно, море – источники вдохновения того периода.

Дальнейшее творчество и преподавание

Работа над линогравюрами серии «Черноморцы» продолжалась до 1969 г. На этом этапе Рем Касимович отказался от цветных изображений. Готовые работы только выиграли от этого шага художника, благодаря четким штрихам, игре черного и белого, четкости композиции и необычным ракурсам и отточенным силуэтам. Все листы серии, несмотря на их различие в стиле и событиях, составляют одну стройную композицию, объединенную одной темой. Тагировым был создан образ моряка-патриота, всегда находящегося на страже родины. Море на гравюрах разное, то спокойное и тихое, то буйное штормовое. В противостоянии стихии и человека заключается основная сюжетная линия. Успех мастера не остается незамеченным и в 1962 г. Тагиров Рем Касимович становится членом Союза художников.

Живя в Удмуртии художник не мог обойти стороной ее историю. К таким работам относятся линогравюры «Старый Мултан», «Новый Мултан», «1918», «1941». В этих гравюрах на центральном плане обычный человек, его переживания и стремления, борьба за мирную, достойную жизнь.

Художник продолжает пробовать новые техники, и, помимо линогравюр, появляются офорты и акварели. К ним относятся следующие серии: «День Ижевска», «Удмуртский праздник», картины «Молодая удмуртка», «Автопортрет», «Натюрморт» и другие.

Рем Касимович сотрудничает с книжными издательствами. Он иллюстрирует азбуки (для татарских и удмуртских школьников), учебные пособия по родным языкам и некоторые другие учебники. Так же Тагировым были оформлены сборники народных сказок. Одна из подобных работ: «Лопшо Педунь смеется», 1970 г. Художник своей графикой смог передать не только точность в национальных костюмах и деталях быта, но и сам юмор и иронию удмуртских сказок. Помимо детской литературы, были иллюстрированы произведения писателей и поэтов, в том числе и современников.

Технике акварели был посвящен период 80-90-х гг. были написаны пейзажи, портреты, натюрморты. Писалась и обнаженная натура – но в ней не было никакой пошлости и вульгарности. Картина «Обнаженная» передает красоту женской фигуры, ее естественность и целомудрие. Акварельные пейзажи Тагирова удивительно точно запечатлевают переходящие моменты в природе: чарующее очарование нежного солнца на картине «Березы ранним утром», спокойствие и тепло дома на работе «Ночь в деревне», напряжение природы в акварели «Перед грозой». Пейзажи, написанные маслом, отображают красоту родной природы – Рем Касимович Тагиров был мастером широких возможностей. Художник имеет отношение к монументу Вечного огня на Карлутской площади Ижевска: он является автором чеканок.

В трудовой книжке художника лишь одно место работы – 1 августа 1960 г. принят ассистентом художественно-графического факультета УдГПИ. Он стоял у истоков художественной школы Удмуртии, закладывал основы графического искусства. Для старшекурсников им был разработан спецкурс по графике с применением новых техник и материалов. Отношения со студентами выстраивались доверительные – он долго анализировал работы, чтобы дать толковые рекомендации, понять, что мешает тому или иному ученику раскрыть свой потенциал. Его широкий кругозор и эрудированность помогали в наставничестве – он хорошо помнил сове ученичество и старался дать как можно больше начинающим авторам. Им был создан кружок по наброскам – освоив написание фигуры в статике, кружковцы с легкостью осваивали динамичные композиции. Еще одно детище Тагирова – студия графики. Помимо взаимодействия со студентами, Рем Касимович вел учебно-методическую работу: множество планов и программ были подготовлены им лично. Выпускники до сих пор помнят его мягкость, открытость к сотрудничеству, энциклопедические знания. Работал Рем Тагиров и с детьми – на открытых уроках в школах Воткинска и Ижевска рассказывал об оформлении книг, искусстве, художниках. В 1991 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Удмуртской Республики, а на родной кафедре ходатайствовали о присвоении звания доцента.

Скончался Рем Касимович Тагиров 8 декабря 1996 г. после продолжительной болезни. Через 2 года, в феврале 1998 г., состоялась мемориальная выставка его работ, которая напомнила собравшимся главный принцип почившего мастера – писать не красками, а сердцем.



Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий