Легенды и были родникового края. Сценарий для спектакля

Ведущий: Давным-давно в Западном Приуралье, в прикамских лесах, в краю тысяч родников и серебряных  рек жил народ, который в разные времена называли по-разному – ары, ведины, удмурты. Откуда же появился этот народ? Вот, что говорится в древних удмуртских легендах.

     Это было так давно, что даже никто не помнит, когда это было. Ни земли,  ни людей на свете не было, только небо, вода и солнце.

     На небе жил хозяин неба Инмар. (Появляется Инмар). А в воде – хозяин воды Вукузё. (Вукузё вынырнул, потянулся и унырнул обратно). Небо было чистое – чистое, как снег, белое – белое, как берёза. Оно висело так близко к воде, что Инмар, не спускаясь черпал воду золотым ковшом с длинной ручкой и поливал облака, чтобы они не высыхали от солнца. Другой заботы не ведал  хозяин неба.

 

Инмар: А братец мой,  Вукузё ничегошеньки не делал, лежал себе день-деньской на солнышке.

 

Ведущий: Так они и жили, пока однажды не посетила Инмара интересная мысль.

 

Инмар: Эй, поди-ка сюда, вын, мой младший брат Вукузё. (Появляется Вукузё). А нырни-ка ты поглубже да достань со дна земли. Как добудешь – разбуди меня.

 

Инмар уходит.

 

Вукузё: (ворчливо) Тоже мне напридумывал. Если Инмар агай – старший брат, то и понукать мною может. Делать мне больше нечего, ныряй ему, землю доставай. Самому надо – так сам бы и нырял. Ишь, раскомандовался. А вот возьму-ка я две пригоршни земли: одну отдам Инмару, а другую спрячу за щёку. (Ныряет)

 

 

Ведущий: Хоть и ворчал Вукузё, хоть и сердился, а ослушаться старшего брата не посмел.

Вукузё выныривает.

 

Вукузё: Эй, Инмар-агай, просыпайся. Получай свою землю (отдаёт). Можешь и спасибо не говорить.  (Стоит в сторонке)

 

Ведущий: Бережно принял Инмар доставленную землю, положил её на ладонь , разровнял, дождался, когда она подсохнет, а потом начал сдувать её во все четыре стороны

 

Инмар: Вот какая славная земля получилась – гладкая – гладкая, как сковорода. И растёт, ширится.

 

Ведущий: И та земля, что Вукузё спрятал за щеку, тоже начала расти.

 

Вукузё давится, кашляет и плюётся во все стороны.

 

Инмар: Ну,  посмотри, что ты наделал – кругом теперь горы да болота, кочки да овраги. Облака теперь своё брюхо о горы царапают и рвутся. Погоди ты у меня, проучу тебя.

Уходят

 

Ведущий: Если бы не пытался Вукузё схитрить, то людям досталась бы совершенно ровная земля – без возвышенностей и низин, без гор и болот. Хорошо это или плохо, теперь уже не узнаем. А Инмар затаил на братца обиду – решил отомстить ему за непослушание.

 

Появляется Инмар

 

Инмар: А сотворю-ка я великанов, чтобы они своими ручищами рыбу ловили и лентяя Вукузё покоя лишили. Некогда будет сушить и разглаживать свою бородищу.

 

Ведущий: Но ведь вот какая незадача – дело-то новое, как к нему подступиться?

 

Инмар: Только получиться ли? Не попробовать ли сначала сотворить тварь поменьше?

(Делает собаку). Хорошая тварь получилась. Назову-ко я её собакой. Пусть покой сторожит на земле. Так надо бы её оживить.

 

Вдыхает в неё жизнь, собака оживает, лает. Инмар уходит.

 

Ведущий: Утомился Инмар и отправился отдыхать на небо. А хитрющий Вукузё тут как тут. (Появляется Вукузё)

 

Вукузё: Эх, ты бедняжка! Без шерстиночки, без пушиночки, голыш – голышом. Как же ты зимнюю стужу снесёшь? Нет, не сдюжишь, насквозь промёрзнешь.

 

Собака: Ой-ой-ой.

 

Вукузё: Так и быть, выручу: сделаю тебе добрую шубу. Только, чур, не даром. Запомни, сразу расплатишься, как скажу. Да, не бойся, много не запрошу, считай, задаром сделаю.

 

Собака: Ав-ав, согласна.

 

Уходят

 

Ведущий: Много ли времени прошло, мало ли, Инмар опять спустился на землю

 

Появляется Инмар

 

Инмар: Что ж, пора бы создать великанов. Вот возьму эту гору и эту поменьше. Пусть они немного отличаются друг от друга, чтобы при встрече не перепутать их потом. (Пыхтит,  делает). Да, это не из глины лепить, тут дело посложнее будет… (Выкидка) Хороши получились создания! Пусть живут и дуг без друга жить не смогут. А назову я их мужчиной и женщиной… Так, надо бы их оживить… Эх, разум – то я с собой не прихватил, придётся на небо возвращаться… Собака!

 

Появляется собака.

 

Инмар: Сторожи! Смотри, чтобы косматый Вукузё их не тронул.

 

Собака: Ав-ав. (Инмар уходит)

 

Ведущий:  Оставив собаку, охранять свои творения, Инмар поспешил на небо за туеском с разумом. Ну и, разумеется, Вукузё уже тут как тут.

 

Появляется Вукузё.

 

Вукузё: А вот и я. Не забыла ли друг – собака про должок? Срок пришёл расплатиться.

 

Собака: Пора так пора, не спорю. Чего тебе от меня надобно?

 

Вукузё: Всего ничего, сущую безделицу. Подпусти лишь потрогать диковинные создания.

 

Собака: Ав-ав, не пущу. Долг верну, но только иначе.

 

Вукузё: Вот так да! А коли шубу назад стребую?

 

Собака: Что ж, на – снимай, отдам до шерстиночки, но хозяина не ослушаюсь.

 

Ведущий: Понял Вукузё, что не сговориться ему с верной собакой. И пустился тогда на хитрость.

 

Вукузё: Ну и глупое же ты, однако, создание. Так и быть, не пускай. Думаешь, очень мне это надо? Да ничуть! Просто тебе ж добра желаю. Небось не забываешь про должок – то ни днём ни ночью. Вот и хочу тебе помочь расплатиться. Дозволь мне хотя бы отсюда плюнуть на них. Что от этого с камнями сделается? Лишь себя только потешу.

 

Собака: Ладно, плюй. (В сторону) Зато такая замечательная шуба навсегда со мной останется.

 

Вукузё плюёт и уходит

 

Ведущий: Откуда же собаке было знать, что слюна у Вукузё так ядовита что камень разъедает.

 

Появляется Инмар, собака убегает

 

Инмар: Что такое? Почему это мои замечательные творения покрылись волдырями и струпьями, опухолями и болячками? Не иначе, как это проделки негодника Вукузё. Что же теперь делать? … А выверну-ка я их наизнанку.

 

Выворачивает.

 

Ведущий: С этих самых пор все болезни и недуги у человека внутри прячутся. И таятся там до поры, до времени. А если бы не поленился Инмар свои творения переделать, то люди бы и вовсе не болели.

 

Инмар уходит

 

Ведущий: Чтобы те болезни, что по вине Вукузё в каждом из нас таятся, не вырвались наружу, давайте проведём разминку.

 

Разминка

 

Ведущий: От тех великанов, что сотворил Инмар, пошли люди. Великаны постепенно повывелись, а люди стали потихоньку налаживать свою жизнь. На севере нашего края густые тёмные леса заселили удмурты – охотники, а на юге, где раскинулись привольные луга – удмурты – земледельцы. С тех пор и делят удмуртов на северных и южных.

Как же жили удмурты в прошлом? Испокон веков это были мирные трудолюбивые люди. Они пахали землю, держали домашнюю скотину и были мастерами на все руки. Всё, что имелось в их хозяйстве, всё было сделано своими собственными руками.

(Картинка)

 

Появляется Италмас

 

Италмас: Здравствуйте. Меня зовут Италмас. Я родилась на севере удмуртских земель и могу многое рассказать о жизни удмуртов. Если позволите, конечно.

 

Ведущий: С удовольствием послушаем рассказ из первых уст.

 

Италмас: Как вы правильно сказали, в прошлом мужчины всё могли сделать своими руками – они плели лапти, выделывали кожу, плели кули и рогожи, изготовляли нехитрую мебель, сельскохозяйственные инструменты, транспортные средства – волокуши, сани, лыжи, лодки.

 

Ведущий: А какими мастерицами были удмуртские женщины! Сами лён вырастят, сами ткань соткут, сами платье сошьют. Да ещё и вышивку узорную пустят

 

Италмас: Так ведь девочки с шести лет прясть учились, а в 12 уже за ткацкий станок садились. Годам к 17 почти всё приданное себе приготовили. И подарки для будущих родственников.

 

Ведущий: Надо же какие молодцы. А уж как мне твое украшение нравится.

 

Италмас: Называется оно монисто. Оно не только для красоты, но и для того, чтобы отпугнуть нечистую силу.

 

Ведущий: Действительно, в прошлом люди верили, что вышивка – оберег, да звон металла способны отогнать от человека любую нечисть. Италмас, расскажи нам ещё что-нибудь.

 

 

Италмас: В прошлом семьи удмуртов были довольно большими. Не редко встречались такие, где воспитывались десять и больше детей. Детей удмурты очень любили, называли их ласковыми прозвищами и никогда на них не кричали.

 

Ведущий: За большим обеденным столом собиралась вся удмуртская семья. Похлебать грибного, горохового или капустного супа, попить ароматного травяного чая или сладкого киселя. Ежедневным блюдом была похлёбка с ячменной крупой и горохом, которую для улучшения вкуса заправляли несколькими ложками молока. Каждый день бывали на столе и каши – как доступное и сытное блюдо.

 

Италмас: А какие национальные удмуртские блюда можете назвать вы?

 

Табани- кислые лепёшки, самое распространённое и любимое кушанье. Табань ели с разнообразными подливками – топлёным маслом, сметаной, слегка подсоленным творогом. (Прощаемся с Италмас и говорим о пельменях)

Пельмень – по-удмуртски «пель – нянь» — хлебное ухо. Южные – большие, северные маленькие.

Счастливый – жениху и невесте на свадьбе.

 

Что же ещё можно рассказать о жизни древних удмуртов?

 

Появляются Инмар и Вукузё

 

Вукузё: А всё-таки, братец, ты плохо заботишься о своих созданиях.

 

Инмар: Вовсе даже не плохо. Посмотри только, на какой благодатной земле они живут. Прямо из-под земли бью прозрачные родники. В реках рыба водится в изобилии. Леса могучие сохраняют мой народ от врагов, кормят, одевают, согревают.

 

Вукузё: А землица-то скудная. Очень маленький урожай даёт.

 

Ведущий: Действительно, трудно жилось удмуртскому народу во все времена. Испокон веков это был трудолюбивый народ, однако здешний климат никак не способствовал богатому урожаю. Чтобы как-то прокормить свою семью, удмуртские крестьяне трудились с самого раннего утра до самого позднего вечера. И всё равно жили более чем скромно.

 

Вукузё: И болеют они часто, поскольку витаминов не хватает.

 

Инмар: Прав ты, братец. Спасибо тебе за подсказку. А чтобы помочь своему народу, подарю-ка я ему чудо-дерево.

 

Уходят

 

Ведущий: Как вы думаете, о каком дереве говорил Инмар? Речь идёт о рябине. По-удмуртски – пазэль. Рябина – действительно очень необычное дерево. Что вы можете о нём сказать? А ведь для жителей Ижевска это дерево стало своеобразным символом. Недаром ижевчан называли рябинниками. Почти в каждом полисаднике Ижевска росла рябина. Во-первых, считалось, что это дерево отгоняет злых духов, не позволяет им войти в дом. Во-вторых, ягоды рябины очень богаты витаминами, особенно витамином С, который необходим для поддержания здоровья.

Ягоды рябины уникальны ещё и тем, что не портятся в течение всей зимы, сохраняя свои целебные свойства. Так что, можно сказать, что дерево, подаренное Инмаром, служило едва ли не единственным источником витаминов для удмуртов в зимнее время. Не зря же ветка рябины попала на герб нашего города.

 

Загадки о деревьях

 

Ведущий: Итак, продолжим наш разговор. После того, как Инмар сотворил землю, прошло не одно столетие. Бог – творец удалился на небо и очень редко интересовался земными делами. Вот Вукузё и поспешил воспользоваться его отсутствием.

 

Появляется Инмар

 

Инмар: А ну-ка, Вукузё, пойди сюда немедля!

 

Появляется Вукузё

 

Вукузё: Зачем звал? Али не видишь – занят я, бороду сушу.

 

Инмар: Да я тебе сейчас всю бородищу повыдёргиваю!

 

Вукузё: Никак я в толк не возьму, братец, за что ты злишься на меня? Какая вина за мной, не знаю.

 

Инмар: Ах, он не знает! Да стоило мне лишь удалиться на небо, как ты, негодник, задумал все мои начинания перечеркнуть, весь род людской извести.

 

Вукузё: Да о чём это ты Инмар – агай.

 

Инмар: А вумуртов – водяных людей, кто сотворил?

 

Вукузё: Да когда это было-то? И потом, чем я хуже тебя? Ты сотворил себе человека земного, а я подводного. Разве ж плохо?

 

Инмар: Ох, не юли, вын Вукузё. Всё про тебя знаю. Как ты со своими вумуртами всяких тварей понаделал, чтобы людям пакостить,  да род людской в страхе держать.

 

Вукузё: Ну, и ладно, и пусть боятся.

 

Инмар: Ну, держись, братец!

 

Оба убегают

 

Ведущий: А Вукузё действительно какой только нечисти не насотворил. Всюду поселил своих тварей. В доме, где живёт семья человеческая, подселил домового – коркамурта, чтобы он по ночам стукал да брякал, вздыхал да охал – досаждал, а то и пугал хозяев.

Для овинов сотворил овинников. В банях поселил банников – вожо. В хлев, где содержался скот, определил гидмурта, т. е. хозяина хлева, который мешал скотине спать, запутывал гривы коням, выдаивал молоко у коров.

Но более всего Вукузё постарался для леса. Наделал всяких страшилищ, чтобы человек боялся в лес заходить. Для начала из высокой сосны сотворил хозяина леса Тэлькузё. А потом всяких ему помощников. Так и появились в лесу такие создания, как нюлэсмурт – леший, палэсмурт – половинник, ягпери – боровой дух, чаччамурт – дух чащи.

Но ведь без леса удмурту никак нельзя – он и кормит, и оберегает. И с богами своими удмурты в лесах да рощах общаются.

 

Появляются Далко и Италмас

 

Италмас: Батюшка, мы с подружками в лес собрались. Намедни дождичек прошёл, как раз пора грибы собирать.

 

Далко: Будь осторожна, доченька. Что-то в последнее время нюлэсмурт расшалился. То в чащу лесную заведёт путника, то к топи болотной выведет. Сосед-то наш – Байтуган – богатей пошёл в лес борти пчелиные проведать да и попался лешему под горячую руку. До самого вечера водил его вокруг одной поляны. Насилу жив остался.

 

Италмас: Да ничего, батюшка, мы с подружками песни петь станем да вместе держаться. Глядишь, лесной хозяин зла на нас не затаит.

 

Далко: Это да, не дай бог Тэлькузё обидеть. Как же тогда без леса жить? Ни дров заготовить, ни грибов – ягод собрать.

 

Италмас: И на охоту не сходишь. А коли не добудешь ты меха пушистые, то чем в казну платить станем?

 

Далко: Ладно, доченька, беги в лес, да хозяина лесного понапрасну не тревожь.

 

Ведущий:  Итак, как вы поняли, в жизни удмуртов лес играл очень важную роль. В старинных летописях содержатся сведения о том, что «край изобилует мёдом, дикими зверями и рыбами», что «в нём охотятся на бобров, горностаев и превосходных белок».

А ещё в лесу собирали мёд. Ведь в прошлом не было сахара, и чтобы чай был слаще, чтобы ягоды на зиму заготовить, собирали мёд диких пчёл. А позднее пчёл стали специально разводить, делая для них специальные домики – борти.

Большим подспорьем была и охота. Она и кормила, и одевала. От острых стрел удмуртских охотников не могли увернуться ни юркие белки, ни свирепые медведи. Мясо добытых животных шло на еду, из шкур шили одежду. Теми же шкурами платили налоги в государственную казну. А ещё в прошлом у удмуртов в качестве денег долго служили беличьи шкурки – коньы, позднее этим словом стала обозначаться копейка.

Чем ещё занимались удмурты в прошлые времена? Рыболовством. Водоёмы Удмуртии в древности изобиловали рыбой. В многочисленных реках, речушках и озёрах водились лещ, линь, судак, головань, язь, карась, щука, окунь, плотва, пескарь и др. Встречались и ценные породы рыб – стерлядь, осётр, белуга.

Как я уже говорила, испокон веков удмурты были очень мирным народом. С соседями не ссорились, но и себя в обиду не давали. Однако  соседи бывают разные. Более 700 лет назад монгольский правитель  Чингисхан основал сильное государство, названное Золотой Ордой, и двинул свои войска на соседние земли. Южные удмурты, как и многие народы, живущие вокруг, попали под тяжкое иго, сбросить которое в одиночку им было не под силу. А золотоордынские баскаки нещадно требовали от покорённых народов тяжёлую дань.

 

Появляется Баскак

 

Баскак: От имени нашего великого хана, да продлятся его дни, повелеваю вам собрать от каждого двора и прислать в Золотую Орду золото, пушнину и рабов из числа самых крепких юношей и самых красивых девушек. А те кто осмелятся ослушаться, узнают, как грозен бывает наш великий хан. Все непокорные жители – от мала до велика — будут убиты, а селение сожжено. Трепещите и выполняйте волю великого хана, да обратится каждый его день в тысячу.

 

Ведущий: Не год и не два платили удмурты тяжёлую дань Золотой Орде, пока не пало это великое государство. С облегчением вздохнули народы, но новая беда не заставила себя долго ждать. С разных сторон возмужали вокруг удмуртских земель могучие соседи – Московское царство и Казанское ханство. И каждый из этих сильных и неспокойных соседей  хотел видеть Вятскую землю в своём составе. Удмурты хотели всего лишь мирно жить и работать, не вмешиваясь ни в чьи дела, но выбор всё же делать пришлось. Чью же сторону принять – Москвы или Казани?

     После долгих раздумий и колебаний удмуртский народ принял сторону Москвы, став частью российского государства. С тех самых пор вот уже 450 лет два народа – русские и удмурты живут в одной стране, в мире, согласии и взаимопонимании. Удмуртская земля – одна из немногих, где не было и нет этнических войн и религиозных столкновений. В той земле, что цвётёт италмас всегда царят мир и покой. Так постараемся же, чтобы и дальше всё оставалось так же хорошо.



Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий