!Начинающий велотурист должен осознавать всю степень возможного эмоционального и психологического воздействия велотуризма на личность!
Если Вам надоело праздно кататься на велосипеде по городу, то добро пожаловать в новый, приключенческий мир велопутешествий! Для этого понадобится совсем немного специальной одежды, снаряжения, свободного времени и желание увидеть большее!1. Велосипед
Увлечение велотуризмом начинается с простого шага - покупка велосипеда. Достаточно простого горного хардтейла с рамой из алюминиевого сплава и возможностью крепления заднего багажника от 15 до 30 тыс. р. Если планируется путешествовать в основном по асфальтированным дорогам, то можно взять гибридный или шоссейный велосипед. Рекомендуемые бренды: Univega, Author, Merida, Focus, Cronus, Trek, GT, Stels. Современные велосипеды (неашанбайки!) предлагают много интересного: прочная рама, четкое переключение скоростей, передняя вилка с амортизацией и возможностью блокировки, дисковые тормоза. А вот различные зеркала, крылья, звонки, подножки — лишний груз, имхо.
Правильный выбор размера рамы, удобная посадка и подстройка под себя выноса руля, рогов, седла — залог долгой поездки без утомления. Ноги чуть согнуты в коленях в нижнем положении педалей, прямые руки под 90 градусов к телу, спина прямая с наклоном к рулю. Прочитать «Руководство пользователя. Горные и дорожные велосипеды».
2. Велоодежда
Одежда для велоспорта и велопутешествий сделана в основном из синтетических тканей, поэтому здесь главное правило — никакого хлопка. Рекомендую только специализированную одежду от известных производителей, например Craft, Noname, Odlo, Dhb, Vaude, BBB, Bicycle-line, AGU, Briko, Northwave, Polaris Bikewear,CEP, GORE BIKE WEAR и другие. Во-первых, это функционально, во-вторых, приятно смотриться со стороны, а в-третьих, не дорого. Предусмотрены светоотражающие элементы, сетчатые вставки в районе подмышек, карманы на спине для мелочи и телефона, специальный велокрой, закрывающий ягодицы. Очень красиво смотрятся группы, одетые в одинаковую клубную велоформу.
- Верх — футболки, рубашки и куртки.
- Низ — шорты, бриджи и велокомбинезоны.
- Перчатки без пальцев (Roeckl, Polednik) защитят ладони при падении и амортизируют удары от руля.
- Ветро- и влагозащитная одежда.
- Кроссовки или обувь под контактные педали.
3. Велоаксессуары
Всё бы ничего, если бы не аксессуары... Вкупе они могут составить довольно приличную сумму, но, во-первых, это обеспечение безопасности, во-вторых, ремонт велосипеда в любом месте. Далее приведу список вещей, которые желательно иметь велосипедисту (в скобках то, чем пользуюсь сам):
- велокомпьютер (
CatEye VELO5Sigma Sport BC 506) от надежных производителей CatEye, Sigma, Vetta, O-synce, VDO, Bion, Garmin будет всегда держать вас в курсе: какая скорость в данный момент и какая была максимальной, сколько пройдено километров за день, общий пробег, текущее время. Этих функций вполне достаточно. Одометр подскажет когда пора менять цепь и идти на ТО. Главное — правильно настроить компьютер на размер колеса и покрышки. Каким будет датчик — проводным или беспроводным — дело вкуса и кошелька. Цены от 500 до 2000р.
- передняя велофара (Moon X-power 330) от Sigma, Moon, Fenix, Author, Smart-light и других. Фара освещает дорогу в тёмное время суток и предупреждает встречных водителей о вашем приближении. Фара крепится на руль и при необходимости переставляться на шлем, обычно имеет несколько режимов работы — постоянный разной мощности и мигающий. Питание как от батареек АА/ААА, так и от фирменных аккумуляторов. В минимальной яркости (самом экономичном режиме) фара должна работать даже в светлое время суток (ПДД РФ пп. 19.5).
- рюкзак «велоштаны» (AVL-85-07). Из отечественных производителей отмечу московскую компанию AVL-ЛЕН, которая делает модели объемом 50-75-85-100-120 литров. Также у велотуристов популярны «штаны» от ПИК-99, AKME, Снаряжение (Мираж 80). Из иностранных производителей упомяну украинскуюTerraincognita, белорусский Турлан (Мустанг-70), немецкие Ortlieb, Vaude (Karakorum), ABUS, итальянские AGU. Велоштаны лучше однообъемные, со съемным большим клапаном, светоотражающими лентами по бокам и сзади, внешними карманами под бутылки с водой. Как выбрать? Красный цвет рюкзака добавит безопасности, а накидка от дождя спасет вещи при сильном ливне, тем более что иногда быстро не спрячешься. Многие велоштаны комплектуются лямками для переноски и дополнительными стропами для крепления объемных вещей снаружи (это делать не желательно). К велосипеду с грузом на багажнике придется привыкать, немного сноровки и будете летать по дорогам )
- задний сигнальный фонарь (Author Xyrius) — обязательный элемент для безопасности при движении в сумерках и ночью. Те же производители, также имеет несколько режимов работы — постоянный и мигающий в разных вариациях (зависит от количества светодиодов). Обычно питание идёт от двух-трех элементов ААА. Фонарь лучше дополнить красным задним катафотом, который будет крепиться к багажнику.
- ремнабор. Велоинструменты какого производителя у Вас - Icetoolz, SKS или BBB - не важно. Главное, чтобы они были в минимальной комплектации: насос, монтажки металлические, набор шестигранников или универсальный набор ключей, заплатки и клей для камеры, запасная камера, пара пластиковых хомутов, изолента, ключ для спиц, смазка WD. В дальние путешествия берётся расширенный общественный комплект запасных частей и инструментов (выжимка цепи, педальный ключ, тросики и рубашки к ним, задний переключатель с «петухом», запасная покрышка и др). В практике был случай, когда покрышка рвалась по корду и пришлось её зашивать нитками ). В группе должен быть грамотный техник, способный произвести любой ремонт и настройку велосипеда в полевых условиях! И еще — хорошо, когда все велосипеды в команде имеют одинаковые уровень, навеску и комплектующие. Прокол сразу не заклеивается, это уже вечером в лагере, а камера просто меняется на новую.
- багажник — одна из главных позиций в списке. Желание прокатиться с обычным рюкзаком может обернуться болью в плечах и плохим настроением. Велобагажники бывают разные по конструкции, материалам и способам крепления к задним перьям. Если у вас жесткая передняя вилка, то можно поставить багажник и спереди, что очень популярно у зарубежных велотуристов. Откажитесь от багажников, которые крепятся только к подседельному штырю, потому что всё это очень ненадёжно и недолговечно. Поломка багажника в дороге может привести к срыву всего мероприятия!
- велошлем необходим (за рубежом — обязателен), но многие это понимают только после жесткого падения с кульбитом через руль. Сегодня в спортивных магазинах предложен большой выбор с ценами от 500 рублей и выше. Производители: Mango, KED, Kask, Giro, Uvex, Casco, Author, BBB и другие.
- велочехол — большая сумка для перевозки велосипеда в ж/д- и автотранспорте. Да, только так. Снимаем переднее колесо и переворачиваем левую педаль внутрь. Всё это вместе с велосипедом упаковываем в специальный тканевый чехол и кладем на третью полку в поезде или багажное отделение автобуса. Все довольны.
- «велорога». С ними комфортно на затяжных асфальтированных подъемах, когда руки устают в одном положении и их можно переставить. Купите и поставьте обязательно — не пожалеете! Следует отрегулировать наклон для правильной посадки.
- пластиковая бутылка для воды с креплением к раме и гидратор. Пить надо много и по чуть-чуть. И коленям польза, и обезвоживание не грозит. Гидратор складываем в небольшой 10-15 литровом рюкзачке (Freetime Bike Air 15). В нём же всегда лежат: небольшая аптечка первой помощи (бинт, пластыри, мирамистин, болеутоляющие), ремнабор, куртка от ветра/дождя, документы, перекус, тросик от угона. Правильный рюкзак имеет сетку на спине и как бонус — защищает её от ветра.
- спортивные очки с прозрачными стеклами защитят глаза от летающих насекомых и пыли. Желательный элемент.
4. Психология и знания
- необходимо знать правила дорожного движения, в том числе для велосипедистов. Знать и соблюдать.
- страх перед автомобилем. Новичку трудно привыкнуть к мысли, что велосипед является точно таким же полноправным участником дорожного движения, что и автомобиль. Инстинкт самосохранения толкает на обочину или тротуар, но в большинстве случаев это неправильно и даже опасно.
- боязнь дождя и грязи. Летние дожди скоротечны и теплы. В принципе можно даже не останавливать движение группы, потому что дождь не вечен, а правильная велоодежда (и рюкзак) быстро высохнет прямо на теле. Грязь с велосипеда легко отмоется у любого водоема. После чего необходимо смазать все трущиеся части байка.
- физическая подготовка к велопоходу. Нельзя просто так взять и уехать! При средней скорости движения группы 20 км в час, за день можно проехать около 100 км при небольших относительных превышениях и хорошей дороге. Делать 10-20 минутный отдых каждый час или в зависимости от рельефа.
- Правило №1: едем в горку — работаем, едем с горки — отдыхаем. Правило №2: человек, назначенный ведущим, всегда едет первым, обгонять его запрещено, остальные едут след в след. Правило №3: замыкает группу наиболее сильный велосипедист, который следит, чтобы никто не отстал, а менее подготовленные едут сразу за ведущим.
PS: Велотуристы двигаются в колоннах по 10 человек по правому краю проезжей части с включенным ближним светом, предупреждая руками о своих маневрах.
Удачи!
Автор: Степан Дупнев