Петр Ильич Чайковский — биография композитора

Чайковский. Он легенда

Петр Ильич Чайковский считал, что музыка и творческие способности важнее судьбы их автора. Ведь судьба – это ряд ошибок и успехов, торжества и разочарования, предопределенности и случайности. А музыка – вечна. Жизненный путь самого гениального композитора был извилистый: порой захватывающий, порой рутинный. Вся его жизнь прошла под знаменем борьбы: за музыку и за себя самого. Кто знает, появились бы на свет легендарные произведения, если бы судьба автора сложилась иначе…

Родители гения

Происхождение Петра определенно сыграло роль в становлении его гениальности. А именно – удивительный искренний любовный союз его родителей. Любовь, уважение и взаимопонимание в семье стали прочным фундаментом для развития дара Пети.

В венах Чайковского смешалась кровь двух особенных народов: по отцовской линии украинское казачество, и выходцы из французских эмигрантов со стороны матушки. Его дедушка с французскими корнями Андрей Михайлович Ассиер родился в Германии, но еще в молодости предпочел уехать жить в Россию и трудиться на педагогическом поприще (преподаватель языков). Здесь ему благоволила удача, он высоко поднялся по службе в таможне. Андрей Михайлович дал своей дочери Александре (будущая мама Петра) достойное образование, она выросла интеллигентной, красивой и звонкоголосой девушкой. Род композитора по папе восходит к известному казачьему семейству Чаек. Уже позже его дед отказался от фамилии Чайка и предпочел возвышенную версию – Чайковский.

Илья Петрович Чайковский (отец Петра) встретил молодую Александру Ассиер, будучи уже вдовцом с маленькой дочерью на руках и перешагнув сорокалетний рубеж. Союз с Александрой не сулил ему финансовой или карьерной выгоды. Их брак сложился благодаря нежным чувствам по отношению друг к другу. Любовь и взаимоуважение продиктовали характер семьи юного дарования и внесли огромный вклад в развитие его личности.

«Радужный период» жизни или детство гения

В 1837 году пара Чайковских поселилась в Воткинске, Республика Удмуртия. Личным распоряжением императора глава семейства назначен на должность управляющего Камско-Воткинским сталелитейным заводом. В следующем году у молодоженов появился первенец Николай, а в 1840 году и сам Пётр. Позже родились братья и сестра: Александра, Ипполит, Анатолий и Модест.

Чайковские славились своим гостеприимством, в поместье регулярно проходили приемы. Обучение детей музыке было светской традицией. Так мама Петра Александра владела игрой на фортепьяно, а отец умел играть на флейте. Гости семьи обсуждали музыку, театральные постановки, спектакли. Маленький Петр прислушивался и ловил каждое слово, каждое имя – Шопен, Глинка, Моцарт…

Первое музыкальное впечатление на Петю произвела оркестрина (механический орган), стоявшая в гостиной. Отец вращал ключ, и из органа лилась чарующая музыка – сама по себе…

Сын мечтал пойти по стопам матери и научиться играть на фортепьяно. Под гипнотическим действием чарующей музыки из органа он сразу после пробуждения рвался к инструменту. Но будущий музыкант был ранимым и хрупким ребенком. По наставлению матери няня не подпускала мальчика к фортепьяно, ссылаясь на слабое здоровье. Но тот не сдавался и барабанил пальцами по всем предметам в доме, имитируя игру на клавишах. И один случай привел к печальному, но судьбоносному исходу. Петя как обычно в порыве творчества отчаянно стучал пальцами по оконному стеклу, оно не выдержало и разбилось. Маленький «музыкант» сильно поранил пальцы. Но вместо ожидаемого наказания случилось неожиданное: Илья Петрович нанял пианистку-самоучку, которая стала давать Пете первые музыкальные уроки.

Музыка оказывала сильное воздействие на психику чувствительного ребенка. Няня делилась воспоминаниями, что дитя просыпалось с криками каждую ночь. «Эта музыка, она везде! Она в моей голове и не покидает меня!» — кричал ребенок, закрывая уши руками. Няня уверяла его, что сейчас ночь и тишина, но он не слышал: в его голове рождались новые и новые ноты…

Все детство Петра сопровождала музыка. В Воткинске она была повсюду. Он проводил долгие вечера перед окном, прислушиваясь к народным песням рабочих, возвращающихся с завода. Песни девушек с хороводами вокруг берез, крестьяне, поющие в поле. Петя умолял отца повести его на рыбалку. Нет, мальчика не интересовала рыбная ловля – его увлекали заунывные и чувственные песни рыбаков. Позже маленький мальчик станет великим композитором, но все его творчество будет пронизано народным фольклором, открытой и искренней русской душой.

Первое образование

В 1849 году, когда Пете исполнилось 8 лет, отец оставил работу на заводе, и семейство переехало в Алапаевск. Но и там Чайковские прожили недолго – уже через год они перебрались в Санкт-Петербург. Старшего сына Николая нужно было устраивать на учебу. А Петра отправляют на два года заграницу, так как возраст поступления в училище для него еще не наступил. Поездка нанесла ему глубокую душевную рану из-за разлуки с матерью, с которой у них была особая связь. Илья Петрович задумал дать своим отпрыскам достойное образование, которое бы прославило семью скромного происхождения. Петра определили учиться в Императорское училище правоведения в 1852 году. Именно там получали образование всемирно известные «Чижики-пыжики».

Будущий юрист и гордость семьи прилежно осваивал профессию, но влечение к музыке сопровождало его и здесь. В Училище он занимался музыкой факультативно. Здесь он приобрел славу, как пианист с высоким потенциалом, особенно хорошо владеющий жанром импровизации. С 1855 года отец нанимает для сына учителя – знаменитого пианиста Рудольфа Васильевича Кюндингера. Но педагог не рассмотрел в своем новом подопечном хоть сколько-нибудь значимых способностей, и уроки быстро прекратились.

Чиновник становится музыкантом

В 1859 году учеба в Училище была завершена, и молодой специалист устраивается на работу в первое распорядительное отделение Министерства юстиции. Он работал в «Столе прошений» и занимался крестьянскими делами. Когда в 1861 году отменили крепостное право, то Петр Ильич нарочно посетил приходскую церковь, чтобы увидеть впечатления мужиков от произведенной реформы. В этом был весь гений: даже в работе чиновником гораздо больше бумаг, докладов и проектов его интересовала человеческая душа, неподдельные чувства.

В год крестьянской реформы Чайковский принял решение не отказываться от музыки и стал посещать музыкальные классы, а в следующем году поступил в Петербургскую консерваторию. Там талант заметили сразу. Ключевую роль в карьере и будущей жизни сыграл преподаватель Антон Рубинштейн. Именно он настоятельно рекомендовал перспективному студенту бросить работу в министерстве и целиком посвятить себя искусству.

Во время учебы юрист-музыкант признавался в письме сестре Александре, что совсем не преследует цель стать великим пианистом, а лишь делает то, к чему его влечет. Он хотел жить по велению сердца: и неважно стать ли богатым музыкантом или бедным учителем, но не роптать на судьбу, а самому кроить ее.

В это время студент сталкивается с серьезными финансовыми трудностями. Его отца увольняют с поста директора Технологического института и Горной школы, семья переезжает из вместительных директорских апартаментов в скромную квартирку. Чайковский изо всех сил пытается подзаработать, чтобы помочь родным. В это сложное время у него даже не было собственного инструмента. Он творчески решил проблему: чтобы не потерять навык тренировался на нарисованных на бумаге клавишах.

В 1865 году Петр получает серебряную медаль за блестящие результаты в учёбе. Зимой 1866 года выпускник покидает Санкт-Петербург и отправляется преподавать в Московскую консерваторию. Незадолго до отъезда он начинает писать симфонию «Зимние грёзы», которую заканчивает только летом уже в Москве.

Неудавшаяся женитьба

28 марта 1868 Чайковский знакомится с организацией Питерских композиторов, именующихся «Могучая кучка». Ее участниками были Римский-Корсаков, Мусоргский. По совету лидера «кучкинистов» Петр создает увертюру «Ромео и Джульетта».

В это же время Петр знакомится с выступавшей в Питере европейской оперной дивой Дезире Арто. Ее талант поражает чувствительного юношу, он влюбляется с первого взгляда. Не смотря на всемирную славу и звездный статус, Дезире отвечает пылкому композитору взаимностью. Официально назначена дата помолвки. Но стеснительный и нерешительный по своей природе Петр медлит. В результате его муза выходит замуж за испанского певца. Позже биографы напишут, что несостоявшийся союз сыграл положительную роль для обоих влюбленных. Петр был бедным учителем, а Дезире находилась на вершине славы, она мечтала покорять мир и продолжать сиять.

И все же оперная муза повлияла на Чайковского. Он посвятил ей Романс ор. 5. Эксперты утверждают, что ее имя также закодировано в произведениях того времени «Концерт для фортепьяно с оркестром №1» и «Фатум».

Урожайные годы вдохновения и побед

Период до 1877-го года – благодатный для творческих порывов музыканта. Вдохновение сопутствует ему. В эти годы рождаются известнейшие творения.

В 1875 году композитор получает первую премию за написание оперы «Кузнец Вакула» по произведению Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

В 1876 году московский театр заказывает у известного уже Петра Ильича балет «Лебединое озеро».

На свет появляются оперы «Опричник», «Воевода» и «Буря» по произведению Шекспира. Идею последнего Петру подсказал несколько лет назад участник «Могучей кучки».

В эти же благодатные годы Чайковский успешно проявляет себя в роли критика в газете «Русские ведомости».

Брак на две недели

Спустя 10 лет после разрушенной помолвки, Петр Ильич снова решается идти под венец. Его избранницей становится выпускница Московской консерватории, в которой он работал. Антонина Милюкова была младше своего учителя на 8 лет, но писала ему трогательные и пылкие любовные письма. Биографы считают, что союз с Милюковой сулил Петру решение его затянувшихся во времени финансовых трудностей. Сам же Чайковский признается в письме брату, что пошел на этот скоропалительный и отчаянный шаг – связать себя с женщиной – чтобы смыть ауру человека нетрадиционной ориентации. Дурная слава преследовала его еще со времен студенчества и не давала гению покоя, это была тяжкая и болезненная ноша. Чайковский признавался брату, что тень от приписываемых обществом ему пристрастий падает на всю консерваторию, причиняя еще большую душевную боль.

В июле 1877 года между Петром и Анной состоится венчание. Есть свидетельства, что Чайковский честно признавался избраннице в том, что не испытывает к ней любви. Но невесту это не остановило. Анна была легкомысленна и даже, окончив консерваторию, не научилась ценить классическую музыку. Она не знала произведений своего супруга, чем огорчала и ранила творческую натуру Петра.

За две недели семейной жизни Чайковский так разочаровывается в супруге, что признается брату в письме, что вместе с браком погибла лучшая его часть – музыкальность. Он находится на грани самоубийства. Однажды он даже испытывает судьбу и заходит по горло в Москву-реку, долгое время стоит неподвижно. Но смерть не забирает композитора – впереди еще немало свершений. После трагических писем в Москву приезжает Анатолий и забирает брата путешествовать заграницу. На этом семейной жизни пришел конец. А вместе с ней и московскому периоду жизни Чайковского. С 1877 года начинается период странствий и переездов.

Женитьба доставила композитору сильные душевные страдания, но исследователи часто оценивают произошедшее в позитивном ключе. Возможно, страдания породили вдохновение, ведь в год злополучного венчания на свет явилось легендарное произведение – в 1878 году была закончена опера «Евгений Онегин».

Покровительница по переписке

Печальный опыт отношений с женщинами, казалось, навсегда отвернул Чайковского от романов. Но случайное знакомство приводит к отношениям продолжительностью 14 лет.

В 1876 году слава композитора набирает обороты, но он по-прежнему нуждается в деньгах. Овдовевшая баронесса Надежда Филаретовна фон Мекк заказывает написать для нее пьесу. Результаты работы восхищают ее и приводят к новым заказам. Баронесса отправляет талантливому исполнителю письмо с комплементами, после которого завязывается переписка. Этот странный платонический роман приносит Петру счастье, спокойствие и уверенность. Надежда Филарентовна хорошо понимает беззащитность гения перед окружающим миром, сопереживает и поддерживает его. Именно благодаря ее финансовой помощи маэстро наконец заканчивает преподавательскую деятельность и погружается в сочинительство.

Баронесса становится добрым ангелом для гения, музой, душевная красота которой пленяет его. Он посвящает ей грандиозное произведение – «Четвертую симфонию». Но вдохновительница просит оставить ее имя в тайне.

Но конец романтичной истории стал неожиданным и печальным. Осенью 1890-го года Чайковский получает последнее письмо от своего друга, в котором благодетельница сообщает об окончании финансирования. Больше писем не было, не смотря на попытки Петра вернуть связь.

Музыкально-общественная деятельность периода скитаний

Во время своих странствий по миру композитор совершает много открытий, которые незамедлительно отражаются в творчестве. В 1879 году он гостит в Италии и Швейцарии. А в 1880-м дарит миру «Каприччио» (сам он называл его «Итальянская фантазия»).

Иногда композитор приезжает в родной Петербург, но его визиты всегда кратковременны. Он признается брату в болезненном депрессивном отношении к этому городу. Но одновременно упоминает и о жгучем желании возвращаться сюда снова и снова. Между тем в Питере слава композитора набирает обороты, оперы ставятся повсеместно. Публика и критики восторженно реагируют на симфоническую фантазию «Франческа да Римини», «Четвертую симфонию», «Орлеанскую деву», «Мазепу».

В 1885 году Чайковского приглашают возглавить Московское отделение Русского музыкального общества. Композитор активно путешествует и дирижирует в России и заграницей.

Слава растет, Чайковский знакомится с Чеховым. Мариинский театр заказывает ему написание балета «Спящая красавица» по сказке Перро. 3 января 1890 года балет ошеломляет зрителей на премьере, сборы зашкаливают. Пётр Ильич наконец становится не бедствующим педагогом, готовым брать любую работу за гроши, а любимцем публики, востребованным композитором.

В 1891 году Чайковский блестяще выступил в роли дирижёра Нью-Йоркского симфонического оркестра в Соединенных Штатах на открытии «Карнеги Холла».

За несколько дней до смерти гений возвращается в город своих надежд, испытаний и страданий – Санкт-Петербург, где дирижирует впервые поставленную «Шестую симфонию». По признанию самого Чайковского в эту симфонию он вложил всю душу без остатка.

Загадки смерти гения

Жизнь гения полна загадок и секретов, недоступных даже известным биографам. Но еще больше мифов и предположений окружает смерть героя.

Осенью 1893 года Пётр Ильич гостил в ресторане на набережной реки Мойки. Там композитор заказал принести ему стакан воды. В городе в этот год свирепствовала эпидемия холеры, но, не смотря на риски, работники ресторана не вскипятили воду. Уже на следующий день утром Чайковский вызвал врача и пожаловался на недомогание. Доктор вынес страшный и смертельный диагноз – холера. Через четыре дня великий композитор покинул этот мир: недуг ушел прочь, пришло забытье. По распоряжению императора Александра III все заботы о похоронах были возложены на дирекцию Императорских театров. А затраты император взял на себя. Это был исключительный случай, доказывавший значимость почившего творца в родной культуре и истории. На прощание в Казанский собор пришло столько неравнодушных людей, желающих проводить своего кумира в последний путь, что стены собора не вместили разом всех гостей.

Несмотря на официальную версию – смерть от холеры, существуют альтернативные предположения о кончине гения. Одна из них гласит о «скрытом самоубийстве» из-за очередного скандала на почве подозрений в нетрадиционной ориентации. Последователи версии озвучивают, что симптомы от употребления мышьяка схожи с симптомами холеры. Однако, большинство исследователей и биографов считают данную версию домыслами.

Значимые резонансные произведения Петра Ильича Чайковского

Оперы

1868 – «Воевода»

1872 – «Опричник»

1874 – «Кузнец Вакула»

1878 – «Евгений Онегин»

1890 – «Пиковая дама»

1891 – «Иоланта»

Симфонии

1868 – №1 «Зимние грёзы»

1872 – №2 «Малороссийская»

1875 – №3

1877 – №4

1885 – «Манфред»

1888 – №5

1893 – №6 «Патетическая»

Балеты

1876 – «Лебединое озеро»

1889 – «Спящая красавица»

1892 – «Щелкунчик»

Увертюры

1870 – «Ромео и Джульетта»

1876 – «Франческа да Римини»

1880 – «1812 год»

Фортепьянная музыка

1876 – «Времена года»

1878 – «Детские песни» (или «Двадцать четыре легкие песни для фортепьяно»)



Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий