Попов Николай Яковлевич художник

Попов Николай Яковлевич – художник, чей вклад в развитие национальной художественной школы трудно недооценить. Талантливый не только в искусстве живописи, но и в своей педагогической деятельности. Член союза художников, участник местных и региональных выставок. В Ижевске были открыты персональные экспозиции.

Детство

Николай Яковлевич родился 8 мая 1930 г. в Рязанской области в деревне Красная Дубрава в многодетной семье. Отец, Яков Васильевич, прошедший всю Гражданскую войну, погибает на фронтах Великой Отечественной в самом начале военных действий. Мать, Екатерина Ивановна, узнав о смерти супруга, бросает деревню и переезжает в Ленинград. Мальчишеские годы, пришедшие на послевоенное время, были сложными. Карточная система, нехватка продуктов и рабочих рук, голод.

Попов Николай Яковлевич Старый Сарапул. Пристань. 2014, холст, масло

Попов Николай Яковлевич Старый Сарапул. Пристань. 2014, холст, масло

Начало творческого пути

Дядя Николая, брат его отца, с детства заметил и поощрял интерес племянника к рисованию. Алексей Васильевич был профессиональным художником и поддерживал мальчика в выбранном пути. По его рекомендации Николай в 1944 г. поступает в Художественную Московскую школу. После ее окончания (1950 г.) Николай Яковлевич отдает солдатский долг. По окончанию службы в 1953 г. он поступает в МСХШ – Московскую среднюю художественную школу (ныне: Московский академический художественный лицей Российской академии художеств).

В 1955 г., после успешного окончания, подает документы в ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. Мухиной. Обстоятельства сложились так, что Николай Яковлевич обучался на отделении худоджественной обработки дерева, хотя сердце его принадлежало живописи (особенно он любил работать акварелью). Наконец, в 1957 г. Николай Попов поступает в Московский государственный Художественный институт – Суриковку.

Молодой живописец обучается в мастерской народного художника Евгения Адольфовича Кибрика. Экзаменационная работа состояла в серии картин, посвященных рыбацкой жизни. Ее Николай Яковлевич наблюдал на озере Ильмень. Портреты Николая Попова отличаются особой выразительностью. Он пишет душу человека, точными приемами передает характер изображенных людей. Первые выставки Попова пришлись на а студенческие годы – его работы экспонировались вместе с работами других молодых талантов в Москве.

Получив образование, Николай попов начинает преподавательскую деятельность на художественно-графическом факультете при удмуртском пединституте. Студентам импонировала его немногословность: твердо и уверенно он наставлял молодых живописцев, замечания его были тактичны и точны. Он вел за собой собственным примером: крепкой, колоритной, фактурной живописью.

Зрелое творчество художника

Пейзажи, портреты, станковые картины – во всех этих жанрах мастер добился успеха и узнаваемого почерка. Лица, которые писал Попов, правдивы – а значит правдивы и картины. Реализм портретов передает не только настроение и состояние героев, но и историческую эпоху, в которой они жили.

Отдельное место в творчестве занимает военная тематика: солдатские будни, лаконично выписанные на картине «По мирным полям» или раздумья художника о войне, ее тяготах и лишениях, отображенных на полотне «Привал». На фоне деревянной стены (то ли амбар, то ли дом) изображена группа солдат. Устало привалившись к стене, они забылись тревожным сном. Только один из них, с белой повязкой на голове, не дремлет. Может быть, не дают забыться тревожным сном мучительные приступы боли? А может (и это вероятнее всего), воин размышляет о своей семье, о том, как им живется, что с ними сталось? Чуть поодаль другая группа солдат, пытающаяся согреться у пламени костра в морозную зимнюю ночь. Полотно психологично и атмосферно, заставляет зрителя размышлять, думать о характерах персонажей, весьма точно выписанных художником.

Попов Николай Яковлевич Новые окраины Ижевска. 1979, холст, масло

Попов Николай Яковлевич Новые окраины Ижевска. 1979, холст, масло

Пейзажи мастера запечатлевают красоту природу Удмуртии. В них особая гармония человеческого созидающего фактора с природной стихией. Люди, трансформирующие облик земли показаны не варварами-разрушителями, а мудрыми творцами, укрощающими, но не убивающими живое. Именно поэтому поэтичны кварталы новостроек на картине «Ижевск строится», «Новые окраины», «Окраины Боровска», «Дорога в микрораон», «Поселок на Байкале». Особое место отведено национальному колориту. Он виден на картине «Праздник в деревне»: сильном полотне, насыщенном красками и образами.

Попов Николай Яковлевич Ижевск строится. 1969, холст, масло

Попов Николай Яковлевич Ижевск строится. 1969, холст, масло

Пейзажи Николая Попова пронизаны теплотой и особым, бережным отношением художника к мимолетности бытия. На картине «Снег выпал в мае. Ангара» изображены голые деревья на фоне сопок. Снег весной в этой местности не редкость, но все в композиции пропитано ожиданием весны и солнца. Звенящая пустота, чистый воздух, гордые деревья – зритель понимает, что совсем скоро склоны сменят цвет с белого на зеленый, надо лишь немного подождать. А выпавший снег это не досадное, а вполне закономерное явление, после которого будет новая точка отсчета.

Попов Николай Яковлевич Последние листья. 1975, холст, масло

Попов Николай Яковлевич Последние листья. 1975, холст, масло

Пейзаж «Поздняя осень» без прикрас показывает грустную слякотную пору. Дороги размокли, дома постоянно серые от дождя. Такая погода уныла и надоедлива – единственное спасение от нее это свежевыпавший снег, который укроет седую землю, спрятав неприглядные виды.

Попов Николай Яковлевич осень в Удмуртии. 1976, холст, масло

Попов Николай Яковлевич осень в Удмуртии. 1976, холст, масло

Любая картина Николая Яковлевича не оставляет зрителя равнодушным. Точная композиция, палитра и фактура создают свой ритм для каждого произведения. Поэтичность и динамика – вот квинтэссенция работ Попова.

Художник ушел из жизни в 2009 г., оставив после себя множество полотен, которые хранятся как в музеях, так и в частных коллекциях.

 



Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий