Притрактовые березы Сибирского тракта

Более чем на 7 тысяч верст протянулся Сибирский тракт через всю Россию – от Москвы на восток в Сибирь.  Скорбный путь, дорога слез – такие названия сразу вспоминаются, когда заходит о нем речь. По этому тракту гнали в Сибирь каторжников, пешком и в кандалах. Но служил он не только для этапирования осужденных: тракт связывал воедино две части огромной империи.

Неотъемлемой частью Сибирского тракта стали притрактовые березы, которые часто называют екатерининскими. Хотя к Екатерине II они не имеют никакого отношения.  Считается, что Екатерина собиралась в поездку на Урал, однако после Пугачевского восстания от этих планов отказалась. Якобы перед этим несостоявшимся вояжем и были посажены березы. Однако это не так. Хотя тракт и был утвержден при Екатерине, но дальнейшее его благоустройство и посадка берез происходили уже после смерти императрицы.

Тракт был официально утвержден в 1783 году. И после постройки стал главной магистралью, соединяющей Сибирь с европейской частью России. Однако всего за несколько лет эксплуатации тракт пришел в такое плачевное состояние, что  езда по нему стала затруднительной.

Пермское губернское правление принялось за проект перестройки и усовершенствования тракта.

С 1797 года были начаты землемерные работы,  тракт был поделен на участки. Сами работы по устройству происходили в 1799—1811 годах.  Крестьяне рубили лес вдоль тракта,  копали канавы по обеим сторонам дороги, между канавами укладывали хворост и засыпали землей, образуя дорогу шириной  до 6 саженей, то есть 12,8 метра. По обеим сторонам дороги лес вырубался, чтобы образовывались пастбища для лошадей путешественников, едущих по тракту.  На это дорожное строительство казна денег не выделяла. Все работы проводились крестьянами, отбывавшими дорожную повинность.

Кроме этого, в деревнях, стоявших недалеко от тракта, за каждым двором был закреплен участок дороги, вдоль которого крестьяне должны были садить березки и ухаживать за ними. Если случалось, что деревце погибало или было сломано, то за этим следовало наказание от властей: хозяина двора ждали плети. Крестьяне должны были высаживать на месте погибших деревьев новые. Именно тогда при Александре I и появились притрактовые березы, которые теперь  еще сохранились на некоторых участках Московско-Сибирской дороги, и теперь исполинскими кронами смыкаются над дорогой, образуя зеленый коридор.

Садить вдоль дороги березы было решено по нескольким причинам. Во-первых, береза распространена очень широко на европейской части страны, недаром она – символ России. Во-вторых, белая кора берез служила хорошим ориентиром в ночное время, ее было легче различать путникам.

Почему же березы чаще называют не Александровскими, а екатерининскими? Скорее всего, потому, что тракт вел к Екатеринбургу. Поэтому и дорога и березы вдоль нее  стали называться только не  екатеринбургскими, а екатерининскими, потому что слово это легче выговорить и привычнее для русского человека.

В Советское время на отдельных участках Сибирского тракта проводилась рекультивация – земля распахивалась, березы вырубались. Все историческое прошлое дореволюционного периода не имело ценности в глазах Советской власти. Однако за березы заступались старики : «Их растили наши деды и прадеды, вся наша жизнь рядом с ними прошла».

Сейчас  притрактовые березы сохранились  в Дебесском районе Удмуртии. Здесь же открыт Музей Сибирского тракта. В нем расскажут о истории самой дороги, которая интересна и познавательна, покажут этапные пункты и притрактовые березы – двухсотлетние живые свидетели истории, мимо которых проходили судьбы тысяч людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *