Ренев — География памяти. Храмы Первомайского района

Часто приходится слышать или читать о том, что Ижевск был не очень верующим городом, что храмы в нем приходилось строить чуть ли не вопреки воле жителей. Действительно, до революции в нашем городе на 150 тысяч жителей приходилось всего лишь 9 православных храмов и 6 церквей других конфессий.

В Ижевске , в отличие от Воткинска, не было ни одного монастыря, да и церквей было меньше почти в два раза. Даже в купеческом Сарапуле было их больше.

Причина этому лежала не в бездуховности ижаков, а в том, что город наш зарождался и долго жил как сугубо казенное предприятие. Поэтому длительное время понадобилось Ижевску для появления в нем «отдельных» самостоятельных людей, которые могли тратить часть своих доходов на спасение души через дела богоугодные. А главным из этих дел в то время, да и сейчас, считались пожертвования на храмостроительство.

Главный православный храм Ижевска был построен на терри­тории сегодняшнего Первомайс­кого района. Речь идет, конечно, о соборе святого Александра Невского.

Однако, несколько раньше ижевчане построили церковь Свя­той Троицы. Была она изначально кладбищенской.

Первое здание Свято-Троицкой церкви появилось в 1784 году и поначалу было деревянным.

Троицкая церковь

В 1814 году его сменил «усердием горожан» храм из камня, построенный по проекту знаменитого для Ижевс­ка зодчего Семена Дудина. Церкви этой повезло больше других — она не была снесена и закрывалась лишь в 1 938-1945 годы.

Строительство главного православного храма на­шего города и республики собора во имя Святого Бла­говерного князя Александра Невского началось в 1816 году. Автором проекта был известный русский архитек­тор А. Д. Захаров. Строил все тот же С. Е. Дудин. Строи­тельство было завершено в 1823 году, но колокольня со­бора была поднята только почти сорока годами позднее.

Собор Александра Невского

В Петербурге он имел свой прототип — это был мор­ской храм Кронштадта Андреевский собор, взорванный в 1931 году.

Андреевский собор в Кронштадте
Андреевский собор в Кронштадте

Нашему собору повезло несравненно больше — он был закрыт по решению властей с 1929 по 1990 годы. В его здании в это время находи­лось «культурно-просветительское» учреждение Советской власти — детский кинотеатр «Колосс».

Особняком стоял в Ижевске храм старооб­рядцев — Покровская церковь.

ижевск покровская церковьь

Находился этот храм на улице Советской через дорогу от памят­ника Иосифу Наговицину (между парикмахерс­кой «Локон» и Управлением архитектуры). Не­смотря на то, что старообрядцы жили и работа­ли в Ижевске уже достаточно давно, свой храм они смогли поставить лишь в 1910 году. Храм был воздвигнут на добровольные взносы рабо­чих-старообрядцев Ижевского завода, но просу­ществовал недолго — его снесли в 1937 году.

старообрядческая церковь в Ижевске

Недавно старообрядческая Покровская цер­ковь была восстановлена, но уже на новом месте — на улице 10 лет Октября (освящение ее про­изошло 16 мая 1998 года, им руководил недавно почивший митрополит Московский и всея Руси Алимпий).

С прежним местом Покровской церкви связано множество легенд и историй. Так, прихожане-старообрядцы никогда не смирялись с уничтожением своего храма и даже в самое опасное время в конце 30-х годов прошлого века пытались проводить на месте сноса богослужения. Еще в 60-е годы мы, мальчишки, играя в этом районе, иногда видели странно одетых мужчин и женщин, которые стояли на этом месте и что-то тихонько пели или шептали на непонятном древнем языке. А некото­рые жильцы домов, построенных на месте снесенного храма, всерьез утверждали, что иногда слы­шат старинные величественные звуки службы, идущей в несуществующем храме древней веры.

Рядом с православными храмами в Первомайском районе мирно уживались храмы других конфессий. Так в 80-е годы 19 века за собором Александра Невского взметнулся ввысь шпиль лютеранской  кирхи, которую разобрали в 30-е годы прошлого столетия. Посещали ее многочисленные ижевские «немцы» — шведы, датчане, эстонцы и собственно этнические немцы. Интересно, что в начале прошлого века и среди природных ижевчан-русаков нашлись поклонники лютеранской веры, которые вошли в состав прихода немецкой кирхи.

А на границе Первомайского района около Ижа к концу позапрошлого века взметнулись к небу минареты двух мусульманских мечетей (одна каменная, другая деревянная). При этом они гармонично соседствовали со стоящей рядом с ними, православной Покровской церковью.

Прихожанами мечетей были преимущественно ижевские татары, число которых постоянно росло (с 1887 года по 1989 число татарского населения выросло с 570 до 61117 человек).

В старом Ижевске ценили татар как трезвых и честных работников.  Они работали повсюду — и в горячих заводских цехах, и грузчиками, и косцами. Не избегали и любимого развлечения ижевчан – кулачных боев стенка на стен­ку. А селиться в городе-заводе тата­ры стали еще в 18 веке, сначала в самой неблагоустроенной его части — в низине перед заводом, которая постоянно затоплялась весенними водами Ижа. Татары смогли превра­тить этот болотистый район в цве­тущий сад. Они осушили его и по­садили здесь фруктовые деревья (ижевчане до этого к садоводству от­носились высокомерно). Татарские дома, покрашенные в веселые сине-желто-зеленые цвета и покрытые изощренной резьбой, немало украсили и продолжают украшать Ижевск.

Во время индустриализации на месте этого первого татарского района Ижевска были постро­ены домны металлургического завода, татарское кладбище было заровнено, а мечети уничтожены.

Впрочем, татарам удалось спасти деревянную мечеть. Они разобрали ее и перенесли на но­вое место — туда, где рядом с ней стоит и главная мечеть Ижевска. Вокруг нее ижевские татары построили свою новую слободу, получившую потом название Татар-базар.

Сражались татары в составе Ижевской дивизии во время Гражданской войны, составляли они целый полк и дрались отчаянно.

В Первомайском районе располагались и две еврейские синагоги — одна, как уже упомина­лось в главе про улицу Базарную, рядом с сегодняшним пожарным депо, другая — напротив Цент­рального рынка. Обе они тоже были уничтожены в 30-е годы прошлого столетия.

Как видим, Ижевск (точнее, его исторический центр — Первомайский район) почти с самых истоков своей истории был не только многонациональным, но и многоконфессиальным городом. В нем мирно уживались не только представители многих национальностей, но и конфессий.

 

Благодарим Евгения Геннадьевича Ренёва за предоставленную возможность опубликовать его книгу на сайте loveudm.ru

 

Про книгу Ренева об Ижевске «География памяти»

Ренев — География памяти. Предисловие

Ренев — География Памяти. Ижевский Невский (улица Советская)

Ренев — География памяти. Что немцу – хорошо, то ижевчанину – смерть? (По улице Пастухова)

Ренев — География памяти. Потому что с Бодаля начинается земля! (Улица Ленина)

Ренев — География памяти. Улица Горькая

Ренев — География памяти. От базара на Сенной к Центральному рынку

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *