Русские в Удмуртии

Русские наиболее многочисленная национальность среди  населения Удмуртии (60,1%). На территории Камско-Вятского междуречья первые русские люди (новгородцы) появились в конце 12 — начале 13 веков. Они продвигались с севера через Коми край. С переселенцами получила распространение крупнейшая мировая религий – христианство, а вместе с ним и грамотность. Появились более прогрессивные сельскохозяйственные технологии, новые породы скота, новые виды и сорта сельскохозяйственных культур.

«Южными воротами» проникновения русских на территорию современной Удмуртии являлось село Вознесенское, возникшее в конце 16 века, в последствии переименованное в Дворцовую Слободу, а в 1780 году – в город Сарапул.

В первой половине 17 века усилилась миграция русских крестьян в центральные и северные районы, а к концу 17 века численность русского населения края почти сравнялась с удмуртским.

Русские отмечали цикл православных и сельскохозяйственных праздников. Самые известные православные праздники: Светлое Христово Воскресение – Пасха Христова, День Святой Троицы, Крещение Господне, Рождество Христово и другие. С дохристианскими традициями были связаны народные гуляния: Коляда – рождение нового солнца в зимнее солнцестояние, Купала – праздник солнца в день летнего солнцестояния, Масленица – праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица занимала особое место, она была древнейшим народным праздником. На Масленицу катались с ледяных гор и на лошадях, строили снежные городки, накрывали столы со всевозможной снедью, пекли блины, ели молочную пищу.

А в обычные дни основу питания большинства русских крестьян составляли зерновые и овощи, из которых готовились супы, каши и хлебобулочные изделия. Традиционным являлось разнообразие супов, среди которых наиболее известны щи, рассольник, борщ, уха. К сугубо русским относятся такие холодные супы, как ботвинья и окрошка. Историческими национальными напитками можно назвать сбитень, квас, морс.

Русское крестьянство являлось хранителем эстетических представлений и традиций в народном костюме. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Основными тканям для народной крестьянской одежды были домотканые холст и шерсть, позднее атлас, парча, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир. Способами украшения домашних тканей являлись узорное ткачество, вышивка, набойка. Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, сарафан, нагрудник, шушпан. Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги. Сохранился обычай: замужние женщины прятали волосы, девушки – оставляли открытыми. Этим обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего – в виде обруча или повязки.

Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки и нешироких штанов из холста. Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна.

С 17 века началось промышленное освоение края. Были построены такие крупные заводы, как Ижевский и Воткинский.

В 19 веке – начале 20 удмуртский край в культурном отношении существенно преобразился. Большую роль в этом процессе играли русские учителя и врачи, инженеры и архитекторы, музыканты и художники, священники и другие деятели науки и культуры, много сделавшие для просвещения края.

С Удмуртией связаны имена всемирно известных представителей русского народа: композитора П.И. Чайковского, конструктора-оружейника М.Т. Калашникова, олимпийской чемпионки Г.А. Кулаковой. Золотыми буквами в историю Отечества вписаны имена легендарной кавалерист-девицы Н.А. Дуровой, основателя Ижевского завода А.Ф. Дерябина, архитекторов С.Е. Дудина и И.А. Чарушина, дважды героя Советского Союза Е.М. Кунгурцева и других известных русских людей, которые известны во всей России.



Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий