С давних времен в татарских семьях отмечают семейные календарные обряды и праздники. Значительная часть традиционных праздников связана с годовым циклом хозяйственной деятельности: праздник плуга (сабантуй), народное гуляние (жиен), жатва (урак истен), помочь в заготовке птицы, мяса, изготовлении сукна (каз эмэсе, мал эмэсе, тула эмэсе), праздник цветочного сока (жимчэчэк), святки (нардуган), Новый год (науруз) и другие. Особое место занимают религиозные праздники Ураза-байрам (праздник разговения, знаменует собой завершение поста), Курбан-байрам (день поминовения предков и жертвоприношения Аллаху), обряды, связанные с рождением ребенка, наречением имени (бэби туе, исем кушыу).
В праздники во время приема гостей накрывают столы, подают блюда самобытной, вкусной татарской кухни. Оригинальная татарская кухня складывалась в процессе многовековой истории существования этноса и его взаимодействия в повседневной жизни с соседями – русскими, удмуртами, марийцами, чувашами и другими. Основу татарской кулинарии составляют мясные блюда, выпечка, а также супы на крепком мясном бульоне. Традиционная кухня немыслима без супа-шухпы, казанского плова, чибриков, юки, эчпочмаков и абрикосового щербета. Татарская кухня богата изделиями из сдобного и сладкого теста, которые подаются к чаю. Чай прочно вошел в быт татарской семьи и стал национальным напитком. На свадебном столе должны быть такие блюда, как знаменитый чак-чак, пахлава, кош теле (птичьи языки), губадия и др. Также готовят сладкий напиток из фруктов или растворенный в воде мед.
Традиционная национальная одежда татар – «татарский костюм». Это собирательное понятие. На формирование единообразного вида национального костюма большое влияние оказал комплекс одежды поволжских татар, а также традиции восточных народов и ислам. Традиционный мужской татарский костюм состоит из рубахи (кулмэк), штанов (ыштан), камзола (камзул), казакина (кэзэки), бешмета (бишмэт), жиляна (жилэн) или чекменя (чикмэн). Зимой надевали шубы (тун) и тулупы. Головными уборами служили тюбетеи (тубэтэй, кэлэпуш), шляпы (эшлэпэ), а осенью и зимой – суконные, войлочные и меховые шапки (бурек). Были распространены бухарские халаты – чапан, шарфы. В качестве обуви у татар служили ичиги (читек). В сельской местности носили чабата (лапти).
Традиционная татарская женская одежда имеет много общего с мужской: основными компонентами костюма являлись рубаха (кулмэк) и штаны (ыштан). Женская одежда была богато украшена вышивкой и отделкой. Поверх рубахи женщины надевали камзолы, чаще из бархата, поверх платья – фартук с нагрудником. Особым элементом костюма татарской женщины являлся «калфак» (колпак). Среди головных уборов – различные варианты платков (яулык), наушники. Татарки носили кожаные сапоги (ката, читек, кэвеш), разноцветные туфли.
Сегодня в повседневном быту встречаются лишь отдельные элементы традиционного костюма: мужские тюбетейки и способы повязывания женского головного платка «по-татарски», традиционная кожаная обувь (в том числе и узорная). Бытуют они в основном у пожилых сельских жителей.
С начала 19 века у татар, в том числе и проживающих на территории Вятского края (частью которого занимает современная Удмуртия), быстро развивались искусство, культура, ремесла. Из татар Удмуртии вышло немало известных деятелей культуры, науки, образования. Среди них: драматург, артист, директор первого татарского клуба в Ижевске Х. Сарваретдинов (1892—1941), заслуженный учитель школы УАССР, директор татарской средней школы № 20 И.В. Башкиров (1912—1987), художник И.И. Фахреев и другие.