Татары в Удмуртии

Татарское население на удмуртской земле имеет многовековую историю.  На сегодняшний день татары являются третьим по численности народом Удмуртской Республики – 108 тысяч человек (6,9%). Большинство верующих татар исповедуют ислам. Но в Удмуртии проживает этническая ветвь татар, которые исповедуют православие уже несколько столетий. Они называются кряшенами (крещёны) и считаются отдельным народом. Удмурты называют татар «бигер», что, вероятно, связано с названием одного из булгарских племен. Владения Волжской Булгарии плоть до падения Казанского ханства (1552) распространялись и на удмуртские земли. Постепенно татары начинают переселяться на территорию удмуртов. Наиболее ранними татарскими поселенцами являются татары чепецкой группы на севере  Удмуртии. Другая, более поздняя, группа татар расселилась на юге Удмуртии. Сейчас татары проживают в Глазовском, Каракулинском, Киясовском, Граховском, Алнашском районах, подавляющее большинство татар проживает в городах, большей частью в Ижевске, а также в Сарапуле, Можге, Глазове, Воткинске.

С давних времен в татарских семьях отмечают семейные  календарные обряды и праздники. Значительная часть традиционных праздников связана с годовым циклом хозяйственной деятельности: праздник плуга (сабантуй), народное гуляние (жиен), жатва (урак истен), помочь в заготовке птицы, мяса, изготовлении сукна (каз эмэсе, мал эмэсе, тула эмэсе), праздник цветочного сока (жимчэчэк), святки (нардуган), Новый год (науруз) и другие. Особое место занимают религиозные  праздники Ураза-байрам (праздник разговения, знаменует собой завершение поста), Курбан-байрам (день поминовения предков и жертвоприношения Аллаху), обряды, связанные с рождением ребенка, наречением имени (бэби туе, исем кушыу).

В праздники во время приема гостей накрывают столы, подают блюда самобытной, вкусной татарской кухни. Оригинальная татарская кухня складывалась в процессе многовековой истории существования этноса и его взаимодействия в повседневной жизни с соседями – русскими, удмуртами, марийцами, чувашами и другими. Основу татарской кулинарии составляют мясные блюда, выпечка, а также супы на крепком мясном бульоне. Традиционная кухня немыслима без супа-шухпы, казанского плова, чибриков, юки, эчпочмаков и абрикосового щербета. Татарская кухня  богата изделиями из сдобного и сладкого теста, которые подаются к чаю. Чай прочно вошел в быт татарской семьи и стал национальным напитком. На свадебном столе должны быть такие блюда, как знаменитый чак-чак, пахлава, кош теле (птичьи языки), губадия и др. Также готовят сладкий напиток из фруктов или растворенный в воде мед.

Традиционная национальная одежда татар – «татарский костюм». Это собирательное понятие. На формирование единообразного вида национального костюма большое влияние оказал комплекс одежды поволжских татар, а также традиции восточных народов и ислам. Традиционный мужской татарский костюм состоит из рубахи (кулмэк), штанов (ыштан), камзола (камзул), казакина (кэзэки), бешмета (бишмэт), жиляна (жилэн) или чекменя (чикмэн). Зимой надевали шубы (тун)  и тулупы. Головными уборами служили тюбетеи (тубэтэй, кэлэпуш), шляпы (эшлэпэ), а осенью и зимой – суконные, войлочные и меховые шапки (бурек). Были распространены бухарские халаты – чапан, шарфы. В качестве обуви у татар служили ичиги (читек). В сельской местности носили чабата (лапти).

Традиционная татарская женская одежда имеет много общего с мужской: основными компонентами костюма являлись рубаха (кулмэк) и штаны (ыштан). Женская одежда была богато украшена вышивкой и отделкой. Поверх рубахи женщины надевали камзолы, чаще из бархата, поверх платья – фартук с нагрудником. Особым элементом костюма татарской женщины являлся «калфак» (колпак). Среди головных  уборов – различные варианты платков (яулык), наушники. Татарки носили кожаные сапоги (ката, читек, кэвеш), разноцветные туфли.

Сегодня в повседневном быту встречаются лишь отдельные элементы традиционного костюма: мужские тюбетейки и способы повязывания женского головного платка «по-татарски», традиционная кожаная обувь (в том числе и узорная). Бытуют они в основном у пожилых сельских жителей.

С начала 19 века у татар, в том числе и проживающих на территории Вятского края (частью которого занимает современная Удмуртия), быстро развивались искусство, культура, ремесла. Из татар Удмуртии вышло немало известных деятелей культуры, науки, образования. Среди них: драматург, артист, директор первого татарского клуба в Ижевске Х. Сарваретдинов (1892—1941), заслуженный учитель школы УАССР, директор татарской средней школы № 20 И.В. Башкиров (1912—1987), художник И.И. Фахреев и другие.



Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий