Детство и довоенный период
По происхождению Татьяна Александровна – коренная петербурженка. Дед был военным врачом. За свои заслуги крестьянин получил дворянский титул и обращение «Ваше высокородие», получив должность статского советника. Вторым браком был женат на княжне Урусовой. Его сын (отец Татьяны), построил карьеру военного моряка. Александр Лебедев также был создателем и руководителем военно-морского архива.
Близость к творчеству была всегда: начиная от портрета Петра I кисти Ивана Никитина в отцовском кабинете, питерские выставки и музеи, занятия в художественной школе и заканчивая посещением творческой студии. Казалось, все вело к тому, что девочка станет художницей. Жизнь внесла свои коррективы. Сталинские репрессии затронули отца Татьяны – всю семью сослали в Куйбышев.
Жизнь на новом месте начинает налаживаться: замужество, работа в качестве театрального художника, возвращение в Ленинград. Все окончилось резко – муж Татьяны попадает в жернова репрессий 37-о года. На этот раз ссылка была дальней – Киргизская ССР, город Джалал-Абад. Весь 1938 год Татьяна Лебедева проработала в местной школе, преподавая рисование. Позже удалось переехать в Нижний Новгород и устроиться в драмтеатр художником.
На войну Татьяна ушла добровольцем. Сначала трудилась обычной санитаркой, затем медсестрой, а в 1942 г. стала связистом в 314 дивизии. Многих изумил ее поступок – на это она отвечала, что по другому не смогла – характер и воспитание не то. Основная ее черта – работать любой ценой и в любых условиях как нельзя более ярко проявилась в военном периоде. В мирной жизни эта доминанта стала опорой, помогала справиться со всеми поставленными задачами на том уровне, который задавала ее требовательность к себе. Взгляд со стороны видел каторжный труд и неимоверные усилия, а для Татьяны Лебедевой это было радостью и отрадой. Война подарила ей второго мужа и сына, родившегоя незадолго до окончания войны.
Мирная жизнь и новая стезя
Послевоенные годы были тяжелыми: надо было налаживать быт огромной страны. Деньги на культуру выделялись по остаточному принципу – в театрах не платили заработную плату, не обновляли реквизит и декорации, но требовали полноценной работы. Коллективам приходилось выкручиваться, чтобы создавать качественные постановки. В такой нелегкий период началась карьера Лебедевой. В 1946 г. она трудилась в Северном Казахстане, в городе Петропавловск. По ее воспоминаниям, это были самые насыщенные и напряженные эмоционально постановки. Приходилось выдумывать и творить со ста процентной отдачей – это замечали критики и журналисты. В личном архиве хранятся хрупкие от времени газетные вырезки – чернила навечно запечатлели успех декоратора. Поблекшие эскизы не передают того великолепия хрустального дворца, которое открывалось перед зрителем в первом действии.
В Удмуртию семья приехала в 1953 г. Ситуация с финансами в местных театрах была не лучше, чем в том, где трудилась Татьяна Лебедева. Но и здесь, путем титанических усилий, ей удалось сорвать заслуженные похвалы. Работа на грани эмоций привела к тому, что местный светило медицины, профессор Губергриц, запретил работать в театре – сердце не выдерживало нагрузок.
Так судьба привела ее в «Удмурт Художник». Членством в союзе художников УАССР могли похвастать лишь шестеро живописцев, в кандидатах ходили около 20 авторов. Быть мастером с корочкой союза было престижно, но заслужить его было непросто. Точными, выверенными фразами Татьяна Лебедева характеризовала тогдашний коллектив: М. В. Балагушин, центр объединения, авторитетный и принципиальный в оценках. Н. А. Косолапов, пробующий творить в разных стилях. Ф. В. Иванов, шутник, балагур и спорщик. Эта троица и была костяком удмуртской живописи, начиная с 20-х годов.
Рутина, хоть и связанная с творчеством, быстро приелась. Следующий, весьма экстравагантный шаг – возвращение в Ленинград, в качестве студентки Репинки. Так в просторечье называли Институт искусств им. Ильи Репина.
Как показала дальнейшая деятельность, выбор Татьяной Лебедевой был сделан правильный – учеба на заочном факультете теории и истории искусств была как нельзя кстати. Во времена хрущевской оттепели происходит становление удмуртской художественной школы: сначала открывается один факультет при пединституте, со временем ставший самостоятельным образовательным учреждением. Преподаванию были отданы 24 года. Одним из ее успехов была организация практических выездных занятий в музеях Москвы и Ленинграда – студенты имели возможность прикоснуться к творчеству признанных авторов, оценить их замысел во всех аспектах.Много лет она вела их сама, живым языком рассказывая студентам о творчестве – Татьяна Александровна не любила канцеляризмы. Они не отражали суть жизни. Наряду с лекциями, Татьяна Александровна Лебедева была критиком и рецензентом работ. Ее точные замечания человека, бывшего художником и имеющего представления о профессии изнутри, помогли оформиться многим знаменитым мастерам кисти. Прямолинейность высказываний часто натыкалось на запальчивость авторов, ждущих, но не приемлющих критики. Порой доходило до ругани, но художники, остыв со временем, признавали правоту замечаний и приносили извинения.
Диссертация по творчеству Ивана Никитина была успешно ею защищена в возрасте 65 лет. Преподавала она до 75. Смерть наступила в 2001 г., в возрасте 88 лет. Прожив яркую и трудную жизнь, Татьяна Александровна до последнего присутствовала на всех значимых художественных мероприятиях в Ижевске. Она удивляла своей бескомпромиссностью: если холст был ужасен и халтурен, Татьяна Александровна заявляла об этом прямо, невзирая на титулы автора. Молодых художников ее заслуженна похвала ободряла и мотивировала на дальнейший поиск себя. Стараниями одного увлеченного человека художественная удмуртская школа приобрела свой современный вид.