Островский – это тот, который из скучной школьной программы? Нет! Это тот — из нашей с вами жизни, которая за окном. Несмотря на то, что писалась пьеса добрую сотню лет назад, она поразительно современна.
В своем вступительном слове к спектаклю режиссер Светлана Георгиевна Шанская призналась, что решила, что нужно ставить именно Островского, когда услышала разговор двух молодых людей в автобусе. Один парень изливал другому душу в ключе: «Эх, найти бы бабу побогаче!»
Да и мужчины в зрительном зале в большинстве своем (примерно 60 %) в ходе спектакля честно призналась, что хотели бы жениться на богатой. Так что всем, кто так думает – спектакль рекомендован к просмотру))
Спектакль невольно сравниваешь со знаменитой экранизацией с Вициным в главной роли. Если в кино Бальзаминов — инфантильный недотепа, то здесь не только инфантильный, но и наглый, с грубоватыми повадками тип.
Миша Бальзаминов – это такой Колян из соседнего двора. Вы все с ним где-то, да встречались. Работать – это не для него. Он хочет все и сразу, не утруждаясь и не думая ни о чем. И не умея думать ни о чем, кроме денег и удовольствий ими приобретаемых.
Многие барышни в Анфиске и Раиске могут узнать себя. Типажи тоже из нашей современной жизни, даже губы «пю» они делают вполне современно. Они являют собой такой женский вариант Бальзаминова - тоже стремление к удовольствию, и та же душевная неразвитость, зачатковость души.
Любовь к нарядам и подиумному шагу — весь круг их интересов.
Отдельно хочется сказать о сценографии. Она просто потрясающая. Пространство сцены не возвышается над залом, артисты и зрители находятся на одном уровне. Нет ни одной декорации, но на все время спектакля вы целиком погружаетесь в действие.
Зритель, находясь в зале на спектакле, как будто держит в руках камеру или видит кино. То смотрит на действие сверху, когда пробуждается главный герой, то подглядывает из-за забора в щелку с Анфиской и Раиской, и тут же видит эту же сцену с другой точки. Зритель ощущает себя внутри спектакля.
Четыре доски – практически весь реквизит – то превращаются в уже упомянутый забор, то в стол, то в беседку. И эта театральная условность как нельзя более подчеркивает, что действие происходит не в беседке 19 века, а здесь и сейчас, на наших с вами глазах и, может быть, в нашем городе на соседней улице.
Есть в спектакле весьма интересный прием – несколько актеров составляют своеобразную свиту Бальзаминова. Они иллюстрируют и сон Бальзаминова, и его мечтания, и прошлое. Девушки в кокошниках лузгают с ним семечки, когда Миша мечтательно рассказывает, как бы он зажил при деньгах. Это и живая декорация, и химеры, выдуманные им самим. Такая «группа поддержки» помогает еще глубже раскрыть образ главного героя.
Очень современная Домна, такая точно знает, чего она хочет. Мама Бальзаминова, которая смотрит с надеждой на сынка и тоже, в общем-то, не против богатства.
Казалось бы, Бальзаминов добивается своей цели — женится на богатой невесте. Но получает ли он то, к чему стремился? Или теряет несравнимо больше?
В театре "Птица" рекомендуют начать знакомство с репертуаром именно с этого спектакля. Спектакль получил Гран-при в Вильнюсе на Международном фестивале и звание Лауреата в Эстонии, а также дипломы за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль.
А вот как отзываются о спектакле зрители:
«Действие! Буйство песен, мыслей, образов. Интересные ситуации, придуманные режиссером, живые декорации, множество песен исполненных вживую, самими актерами. Проламывание четвертой стены, между зрителями и участниками спектакля, обращение к зрителю.
В итоге я советую посетить этот спектакль и не только его, я настоятельно рекомендую ходить на все, что делает театр «Птица». Там вы сможете отдохнуть от своей реальности и окунуться в другую вселенную, которая находится вот-вот не далеко от нас».