Постановлением ВЦИК в 1935 году АССР включена в состав Кировского края, но с ликвидацией краевого деления в 1936 году опять стала независимым субъектом Советского Союза. Еще через год входившие ранее в Кировскую область Сарапульский Киясовский, Каракулинский, Воткинский районы отошли Удмуртской АССР.
Столицей был город Ижевск.
Государственное устройство
Республика на правах автономии входила в состав Советского Союза. Вторым съездом Советов, состоявшимся 14.031937 и носившим название чрезвычайного принята Конституция АССР. Высшим законодательным органом АР был Верховный Совет, выборы в который производились по квоте 1 депутат от семи с половиной тысяч избирателей один раз на пять лет.
Местные Советы народных депутатов избирались сроком на два года.
Расположение, территория, природа, климат
Место расположения УАССР – Предуралье представляет собой холмистую, снижающуюся с северо-востока на юго-запад изрезанную ярами и руслами рек долину. Территория составляла 42,1 тыс. квадратных километров.
Главной водной артерией является Кама. По ней осуществляется судоходство, соединяющее Удмуртию с регионами России.
Около 44 процентов территории АО были залеснены, преимущественно елями и соснами. В лесах водилась мелкая дичь.
В реках водились окуни, лещи, сорога и другие виды рыб.
Климат умеренно-континентальный с холодной зимой и относительно теплым летом. Среднемесячные январские температуры минус 14-15 градусов, а июльские – плюс 17-19 градусов.
Население Удмуртской АССР
Коренное население — удмурты. В 1970 году в АССР проживало 482 тысячи удмуртов, 809 тысяч русских, 87 тысяч татар, 10 тысяч украинцев.
В 1926 году численность населения составляла 1025 тысяч, в 1939 году – 1223 тысячи, в 1959 году – 1338 тысяч, в 1970 году – 1418 тысяч человек.
Самая высокая густота населения была в южной и восточной части АССР (45 человек на 1 кв. км). В заболоченных и лесистых частях северо-запада – 10-12 человек на 1 кв. км.
За сорок лет с 1926 по 1976 состоялась урбанизация населения. С 12,5 до 65 возрос процент городских жителей относительно общей численности населения. Такие процессы имели место в результате произошедшей за эти годы индустриализации хозяйства административной единицы на фоне развития промышленности страны в целом. Наиболее крупными городами были Ижевск, Воткинск и Сарапул. Население их составляло соответственно 522, 86 и 107 тысяч человек.
Материальный и культурный уровень жизни удмуртов и представителей других национальностей, населявших республику, несравнимо вырос. Население республики вышло на уровень сплошной грамотности.
Если 1913 году в 20 больницах Удмуртии работало 46 врачей, то в 1983 году в 133 больничных учреждениях работали 6 тыс. врачей.
Народное хозяйство
За 17 передвоенных лет валовый объем товаров, производимых промышленностью АССР, вырос в 21 раз.
В послевоенные годы было возведено больше тридцати предприятий промышленности.
К 1970-ому году завершилась повсеместная электрификация.
В индустрии первенство было за металлообработкой, машиностроением, переработкой и лесной промышленностью.
Объем промышленной продукции в 1975 году в 37 раз превысил уровень 1940 года.
В республике добывалась нефть, производилась электроэнергия, выплавлялась сталь, производился прокат металлов, здесь находился единственный в СССР Ижевский мотоциклетный завод, выпускавший мотоциклы, автофургоны. Удмуртия поставляла стране оборудование для нефтепромыслов, химической промышленности, металлорежущие станки, машины для производства бумаги, подшипники, охотничье и спортивное оружие, радиоприемники. Работала домостроительная, стекольная индустрия.
С ростом численности городского населения возросла потребность в продукции легкой промышленности. Были запущены кожевенный комбинат, ткацкая, трикотажная, обувная и несколько швейных фабрик.
Индустриализация региона подтолкнула развитие пищевой отрасли: были открыты предприятия, выпускающие мясную, молочную, кондитерскую продукцию. Открыт дрожже-пивоваренный завод.
На селе развивалось зерноводство и животноводство. Возник большой льноводческий регион, заложили сады и ягодники.
Основную массу пахотных земель засевали зерновыми и крупяными культурами. По данным 1975 года под эти культуры отведено было более 1970 тыс. га; под лен-долгунец – 968 тыс. га; под садово-ягодные угодья использовалось более четырех с половиной тыс. га.
В транспорте хорошо развита железнодорожная сеть. Общая ее протяженность достигла более восьмисот километров. Ввоз товаров по железной дороге превышал ввоз другими видами транспорта более, чем в 2 раза, что объяснялось большим количеством поставляемого каменного угля, стройматериалов и нефтепродуктов, которые поступали в вагонах.