В Ижевске появится первая альтернативная школа

Сегодня мы беседуем с Татьяной Рязановой – мамой, которая планирует открыть в Ижевске первую альтернативную школу.

 

таня кормит птиц

— Как возникла вообще эта идея открыть эту альтернативную школу?

— Это нельзя в полном смысле назвать альтернативной школой, потому что ни лицензии, ни аттестации у нас не будет. Изначально мы, как все родители начали искать школу, в которую мы будем отдавать своего ребенка. Мы искали по территориальному принципу, чтобы она была в нашем районе. Мы искали по отзывам родителей на форумах Ижевска, в социальных сетях. Искали по программам: какая будет образовательная программа, в какой начальной школе. Мы скачивали с мужем учебники, смотрели задания. И чем больше погружались вот в этот мир детских книжек, которые читают и по которым преподают детям в нашей школе, тем больше мы понимали, что не хотим, чтобы наш ребенок учился по этим программам.

— А что такого плохого в этих программах? Что так сильно не устроило?

— Самый главный минус всех программ в том, что они не логичны. Когда нас учили в еще советской школе, то одно вытекало из другого: в той же математике мы сначала учились считать до 10, потом считали до 100, потом складывали десятки. То есть имелась преемственность, переходящая из темы в тему. Была взаимосвязь между темами, которые проходят параллельно на разных дисциплинах. Сейчас в этом полный бардак: изучают одно, другое, десятое. На одном уроке — перелетных птиц, на другом — как правильно землю копать, на третьем — как семейный бюджет распределять.

Отдельный разговор по  учебникам, по которым учат наших детей.

Например, для пятого класса. Учебники, в которых подборка литературы про вампиров, демонов, самоубийц. Ребенка дают задание: он должен понять, какие переживания были у главного героя, и как он дошел до идеи самоубийства.  Это учебник Гунеевой  по литературе.

— Что это за произведение?

— Эта повесть Ги де Мопассана, но она никак не для 5 класса. Чтобы читать такие вещи и выполнять такие задания, человек должен быть со сформировавшейся психикой, который может проанализировать поведение самоубийцы и отпустить, а не отложить в подсознании, как некую модель поведения выхода из сложной ситуации в жизни. И уж никак не перед подростковым возрастом.

Другой пример в программе 3-го класса «Окружающий мир». Была  задачка «Правильно ли папа распорядился семейным бюджетом»: дана некая сумма, которую получил в качестве зарплаты папа зимой. Папа купил лодку, чтобы ездить на рыбалку, и осталась сдача, которой не хватило сыну на лыжи. Нужно оценить, правильно ли папа распорядился семейным бюджетом. Мы с мужем решили, что ребенок в 3 классе не должен решать, прав ли папа. Папа прав. То есть это аксиома для всех третьеклассников. Тем более, правильно ли папа распоряжается деньгами, которые он папа зарабатывает, это никак не ребенок третьеклассник должен решать.

Очень своеобразные учебники по программе «Школа 2100». Там могут быть абсолютно нелогичные задания по математике. Даются уравнения во втором классе с одним неизвестным, которые  решаются не путем логики, а перебором. Как мы решали их в свое время: перенесли неизвестные в одну сторону, известные-  в другую. Решили, принцип действия поняли. У них не так. Они просто подставляют все цифры по очереди. Может быть, это что-то и развивает, но это однозначно не математика. К ней это никакого отношения не имеет. У ребенка не вырабатывается в голове понимание взаимодействия причины и следствия, от частного к общему.

— Почему нельзя выбрать какую-то более-менее подходящую вам программу и идти учиться по ней?

— Потому,  что программа – это набор  учебников по всем дисциплинам. На данный момент не существует универсальной программы. Если учебники математики более-менее адекватны в одной программе, то ней же абсолютно неадекватны учебники по Окружающему миру. И так во всех программах.  Для того, чтобы мы имели возможность выбрать по каким учебникам какую дисциплину мы будем изучать, мы должны не зависеть от школьной программы, от школы. Это была первая основная причина того, что мы решили организовывать альтернативную школу.

А второе – то, что даже самую хорошую программу нереально дать хорошо, если сам учитель не находится в этой теме на протяжении лет 10 с головой. Для тог, чтобы учитель мог максимально раскрыть тему детям, донести ее до каждого — детей должно быть не 30 человек и даже не 20. И даже не 10 – это самая крайняя цифра. Мы ориентируемся на 6-8 человек в классе. Потому, что все понимают по-разному, все запоминают по-разному. Кому-то нужно 10 раз повторить, кому-то просто по-другому объяснить. И класс в 6-8 человек дает возможность такого индивидуального подхода.

— Где вы планируете находить учителей? В каком форме будет проходит обучение?

— Учителей ищем по отзывам, я общаюсь с учителями начальной школы сама, в принципе, у нас сейчас уже есть несколько педагогов. Это педагоги с 20-летним стажем, которых знают и которых любят родители дошкольников. Многие педагоги поддерживают эти наши идеи.

Очень важно для нас было, чтобы физическое воспитание было не в пыльном спортивном зале, где дети бегают по кругу совершенно бесцельно. У физкультуры,  как у любой деятельности, тоже должна быть цель. МЫ планируем, что физкультура будет проходить с профессиональным инструктором. Это могут быть походы на лыжах, та же лыжная база «Снежинка», это может быть обучение плаванию в бассейне (6-8 человек – это оптимальная группа для обучения  плаванию), это может быть верховая езда, которую можно совместить с окружающим миром, тут же изучая жизнь лошадей и т.д.

— То есть, вы хотите  воплотить принцип синергии , чтобы каждый предмет дополнял следующий?

— Да, каждая тема, которую мы изучаем, например, на математике, так или иначе, перекликается со всеми остальными предметами.

— Вы собираетесь я, задать довольно высокую планку образования. А почему бы просто не отдать ребенка в  лицей?

— Во-первых, по той же причине зацикленности на одной программе. Во-вторых, мы хотим, чтобы ребенку было интересно учиться. Чтобы у ребенка было желание узнавать что-то новое, проводить какие-то опыты самому. Такой возможности нет в классе, где много людей. Те же 30 человек, 30 опытов не поставят. Очень важно, что есть психологическое давление, которое в лицеях испытывают дети. Очень тяжело учиться в лицее. Это дети с неврологическими отклонениями через полгода. Все родители лицейских детей с кем я общалась, говорят, что они, родители, тратят на домашнее задание по 2-3 часа каждый вечер. И это только с родителем, а сколько времени на уроки  тратит ребенок в продленке или дома до прихода родителей? Это нереально, это ребенок у которого в жизни нет ничего, кроме учебников. Он ненавидит школу к 3 классу.

— Как вы планируете организовать работу с домашним заданием?

— По разным предметам по-разному. Если ребенок погружается в предмет на уроке полноценно, и он его понимает, домашнее задание не нужно вообще. По крайней мере, в начальной школе.

— А где планируете проводить обучение, у вас уже есть какая-то материальная база?

— У нас сейчас есть несколько вариантов. Есть вариант арендовать квартиру и переоборудовать ее под учебные классы. Этот вариант хорош, но он будет очень затратным для родителей. Есть второй вариант, он более реальный, и он уже согласован. Это вариант обучения на материальной базе одного из детских центров: это просторные классы, которые оборудованы для занятий, с интерактивной доской, учебными планшетами, это класс для занятий физкультурой с фитболами, обручами и зеркалами. Есть профессиональные педагоги, профессиональные физкультурники, которые могут заниматься.

— В какой форме будут проходить занятия?

— Это будет обычный школьный учебный день. Будут несколько уроков в день с переменой, с питанием. Там же на территории школы.

— Как будет организовано питание?

— Если мы остановимся на варианте этого учебного центра, то он находится рядом с кулинарным производством, которое обеспечивает весь спектр питания, в том числе горячего. Где бы мы ни находились, полноценный бизнес-ланч стоит 100-150 рублей, это горячее нормальное питание.

— Насколько это будет затратно для родителей? Кто сможет потянуть эту сумму?

— Сейчас в зависимости от помещения, в котором мы будем находиться, и  в зависимости объема каких-то дополнительных занятий (плавание, верховая езда и английский язык) у нас сумма варьируется. Но точно не меньше 10 000 в месяц и максимально 20 000. Но это сумма включает уже в себя полностью все вместе с питанием. Ребенок не будет таскать на себе тяжелые ранцы, лыжи, сменную обувь и все то, что таскают на себе бедные первоклассники. У каждого будет свой индивидуальный ящичек, в котором хранится его сменная обувь,  ранцы, лыжи, коньки, все, что ему нужно. Просто приходит, переодевается, это все у него есть на месте.

Ученик пользуется электронными учебниками, планшетом, на котором есть учебники, и которым ребенок может пользоваться.

— В чем главное преимущество этой альтернативной школы?

— Индивидуальный подход. Все дети разные.

Зачастую в общей школе складываются какие-то не очень хорошие отношения между детьми в самом детском коллективе. Очень важно, чтобы рядом был взрослый, который может эту ситуацию разрешить безболезненно для всех, не травмировав никого из детей.

Т есть те дети, которые ведут себя агрессивно, они не плохие от природы. Просто они поставлены в ситуацию, когда им некомфортно, они не чувствуют себя безопасно, комфортно и пытаются через агрессию занять свое место в обществе. Мы хотим, чтобы в этом обществе, в этом классе всем детям было хорошо.

Нужно, чтобы был взрослый, которому дети будут доверять, и этот взрослый сможет выстроить хорошие отношения в классе. Это, конечно в первом классе классный руководитель. Он будет вести все основные предметы. Он находится я с детьми в течение всего дня, он их сопровождает на те занятия, которые не ведет, например, на английский и физкультуру.

— Вы, как организаторы, будете получать какую-то материальную выгоду?

— Мы будем иметь качественное образование нашего ребенка и хорошую психику. Не травмированную начальной школой. Этот проект никак не связан с зарабатыванием денег, нет материального интереса. Перед нами стоит вопрос качественного начального образования для нашего ребенка.

— Как юридически это будет оформлено? Какой аттестат получат дети?

— Так же как семейное образование, когда родители решают оставить детей заниматься дома. Они прикрепляются к  одной из школ. Ребенок числится в этой школе. Там они проходят промежуточную и итоговую аттестацию. Пишут определённое количество контрольных работ по темам, ребенок проходит аттестацию. В итоге в конце 4 класса у него есть документ, подтверждающий образование в той школе, в  которой он числится.

— Почему отметаете просто семейное образование, ведь это гораздо проще, чем все организовывать?

— Семейное образование не рассматриваем, родители не могут быть универсальны во всем. Образованием  должен заниматься педагог, который знает особенности психологии конкретного возраста у детей. Хотим, чтобы работали профессионалы, чтобы было оснащение, режим, дисциплина, ребенок относился к учебе как к учебе, а не как  к хобби или к каким-то развлекательным мероприятиям.

— Кого вы готовы взять туда учиться? Какой-то уровень подготовки должен быть у детей?

— Уровень подготовки должен быть у родителей. Для нас очень важно, чтобы родители были нашими единомышленниками.  Что бы мы, родители, ы хорошо понимали, что мы хотим получить на выходе из этой школы, чтобы совпадало общее представление о преподавании.

— Какой-то опыт вы уже изучали?

— Да, есть частные школы, но не в Ижевске. В Ижевске есть только опыт семейного образования. Юридически оформить альтернативную школу — это сложный процесс, нужно проходить  аттестацию, получать  лицензию  на соответствующую деятельность. В Питере и в Москве такие школы есть. Мы ездили к ним,  общались с ними на предмет бытового устройства и реализации этого процесса. Смотрели, как проходят занятия.

— Какие результаты у этих детей?

— Общемировая практика говорит о том, что те дети, которые  находятся на любом внешкольном образовании: в альтернативной школе, на домашнем обучении, семейное образование, всегда показывают результаты выше, чем в общеобразовательной школе. Боле того в заграничные ВУЗы с большим желанием берут тех, кто не учился в гос учреждении. Потому,  что это не просто объем знаний, который дают, хотя в альтернативной школе он все равно будет больше – внимания детям больше и возможностей больше до 8 человек донести.

У школьных детей очень шаблонное мышление, как схематично все преподали, так они все это и запомнили. Большинство из них, к сожалению, просто не могут применять свои знания на практике. Они могут быть отличниками, могут хорошо решать задачки, но к реальной жизни они оказываются совершенно не приспособлены. Не могут создать свой бизнес, реализовать свой проект. Выстроить грамотно свой процесс обучения после 11 класса, эти дети не в состоянии, потому что они не умеют планировать, не умеют рассчитывать. Их научили решать по готовым заданным схемам.

Дети на семейном образовании более приспособлены к жизни, они более гибкие, лучше ориентируются  в любой ситуации, находят нестандартный  выход. Альтернативная школа с небольшим классом в 6-8 человек — золотая середина, более оптимальный  вариант, чем семейное обучение. При всех плюсах семейного обучения,  они будут иметь еще общение с квалифицированными  педагогами и друг с другом.

— Когда начнется обучение в вашей альтернативной школе?

— Обучение начнется  через год в 2016 году.

Тех, кто хочет учить детей альтернативной школе много, но представление о школе у всех разное. Школа, где не будет уроков, дети будут сидеть а полу и обсуждать  просто книжки -это не наша школа, хочу хожу, хочу не хожу – это не наша школа. Мы никуда не ушли от понятия дисциплины. У нас будет школьная организация времени. 8 человек – это очень мало, это большая ответственность друг перед другом, если мы решаем, что обучаем детей вместе – значит, обучаем детей вместе. Через месяц, через два, через три уже никуда не скачем, никуда не дергаемся, друг друга не подводим, не подводим преподавателей, Тем более, что мы собираемся пригласить лучших преподавателей. Лучшие педагоги – это не те люди, которыми можно разбрасываться: сегодня мы занимаемся, завтра не занимаемся.

Поэтому очень важно узнать друг друга не за неделю до 1 сентября, а сейчас, когда у нас есть в запасе 1 год. За  этот год можно встретиться пообщаться.

— Татьяна, спасибо за подробный рассказ, и желаем воплотиться вашему замечательному проекту в жизнь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *