Якшур-Бодьинский район

Якшур-Бодьинский район находится в центральной части Удмуртской республики. Занимает 1,8 тысячи квадратных километров. Центр — село Якшур-Бодья.

Физическая география и природа

Местность находится в возвышенном месте на водоразделе реки Чепцы и нижней Камы, частично расположен в пределах Красногорской возвышенности. На территории Якшур-Бодьинского района находятся истоки сразу нескольких важнейших рек: Ижа, левого притока Камы и одной из наиболее известных рек Удмуртской республики; Лозы — крупного притока Чепцы общей длиной более 120 км; Нылги — притока Валы, относящегося к системе Кильмезь — Вятка.

Район характеризуется умеренно-континентальным климатом, среднеподзолистыми почвами и высокой лесистостью. Лесные массивы занимают две трети территории района. Среди деревьев преобладают хвойные — ель, сосна, пихта; встречаются также лиственные участки.

Исследованы месторождения полезных ископаемых — нефти, торфа, строительных материалов.

История

Якшур-Бодья — старинное село, известное с 17 века. Его название происходит от удмуртского «яг» — лес и «шур» — река, с добавлением названия древнего удмуртского воршуда (рода) Бодья. Таким образом, название указывает на историческое поселение удмуртов из рода Бодья на речке Якшурке. С воршудным именем связано и возникновения названия деревни Старые Зятцы, которая в более позднее время также стала селом (ранее она называлась просто Зятцы).

Известно о пребывании в Якшур-Бодье в 1824 году российского императора Александра Первого, незадолго до своей смерти посетившего Ижевск и останавливавшегося там по пути в город. В 1861 году в селе появилась деревянная Никольская церковь, а спустя два года по инициативе местного священника была создана церковно-приходская школа.

Долгое время территория современного района входила в состав Ижевского уезда. К 1920-м годам уезд включал в себя 12 волостей, в том числе Старозятцевскую с центром в селе Старые Зятцы и Якшур-Бодьинскую с центром в Якшур-Бодье.

Большое влияние на быт и культуру региона оказала Октябрьская революция. В 1918 году местность была охвачена антибольшевистским Ижевско-Воткинским мятежом, в ходе которого повстанцам удалось захватить Якшур-Бодью и пополнить свои отряды за счёт жителей села; весной 1919 года село оказалось под контролем войск Колчака. Только в июне 1919 года Советская власть была окончательно восстановлена.

Якшур-Бодьинский административный район был создан в 1919 году из части земель бывшего Ижевского уезда. Важнейшим событием стала постройка в начале 1940-х годов железнодорожной линии Ижевск — Балезино, направленная на улучшение возможностей снабжения ресурсами военных заводов Ижевска. Строительство осуществлялось в годы Второй мировой войны, когда трудоспособное мужское население было мобилизовано в армию, поэтому линия прокладывалась преимущественно силами женщин и подростков. В 1944 году линия была достроена и начала действовать в запланированном режиме.

Символика

Флаг района имеет прямоугольную форму и окрашен в зелёный, жёлтый и синий цвета. С левой стороны граница флага оформлена в виде жёлтой полосы, нижняя часть остального пространства представляет собой синюю полосу; в верхней правой части образуется зелёный прямоугольник. Синий цвет на флаге символизирует небо и воду, жёлтый — солнце и спелую рожь, зелёный — лесные богатства района. В середине зелёного прямоугольника размещена жёлтая куница, указывающая на древний традиционный промысел удмуртов и на экономические успехи в целом: в прошлом пушнина использовалась в торговых отношениях вместо денег.

Население

В Якшур-Бодьинском районе проживают 21,5 тысячи человек. Крупнейшие населённые пункты — село Якшур-Бодья (7,2 тыс. жителей), посёлок Чур (2,1 тыс.), село Старые Зятцы (1,3 тыс.), село Лынга (1,1 тыс.). Большинство населения составляют удмурты, из остальных народов — русские и татары.

Хозяйство

Промышленность района представлена деревообрабатывающими предприятиями, производством строительной материалов и объектами пищевой промышленности. Ведётся добыча нефти на Якшур-Бодьинском нефтяном месторождении.

Сельскохозяйственную продукцию производят 9 предприятий. На полях выращиваются зерновые культуры, картофель, овощи. Развито животноводство.

Транспорт

Главными элементами районной транспортной инфраструктуры являются участок федеральной трассы М7 «Волга» (подъезд от главного направления автомагистрали к Перми через Ижевск) и железная дорога Ижевск — Балезино, которые проходят почти параллельно друг другу в направлении с юга на север. При этом автомобильная трасса проходит через районный центр Якшур-Бодью, а железная дорога — западнее, через посёлок Чур и село Лынгу.

Пассажирское железнодорожное сообщение представлено электричкой, которая в пределах района делает несколько остановок. В райцентре находится автобусная станция, связанная регулярными прямыми пассажирскими рейсами с Ижевском, Воткинском, Глазовом, Сарапулом, Балезино и многими другими крупными населёнными пунктами Удмуртской республики, а также Пермью и Набережными Челнами.

Достопримечательности

Узнать об истории и культуре района можно в краеведческом музее. В экспозициях представлены материалы о традиционном быте удмуртов, имеется коллекция предметов крестьянского хозяйства. Отдельное почётное место посвящено железной дороге Ижевск — Балезино и её строителям.

В пределах района сохранились несколько памятников архитектуры 19 — начала 20 века, в том числе в селе Якшур-Бодья — дом купца и благотворителя Захара Попова (середина 19 в.).

Отдельного внимания заслуживают природные объекты. Одним из наиболее значимых является исток реки Иж — благоустроенный родник с беседкой; рядом установлены щиты с информационными материалами, рассказывающими об этой реке.

Памятники природы:

  • Недалеко от деревни Якшур растёт вековая сосна, получившая название сосна-борть. В стволе дерева имеется дупло, которое использовалось для за­нятия бортничеством.
  • Известен за пределами Удмуртии охотничий заказник «Потерянный ключ», где ведутся работы по акклима­тизации сибирской косули.
  • Недалеко от деревни Малые Ошворцы МО «Пушкарёвское» берут своё на­чало две реки — Иж и Вотка, давшие в XVIII веке жизнь Воткинскому и Ижев­скому заводам.

Памятник истории:

  • Каравайское городище.

Памятные места:

  • Усадьба Ивана Герасимовича Ива­нова, где останавливался российский император Александр I.

Исторические захоронения:

  • Памятник активным борцам, пав­шим в период Гражданской войны в селе Старые Зятцы.

Памятники зодчества и архитектуры:

  • Казанская церковь в селе Старые Зятцы.
  • Христорождественская церковь в селе Кекоран.
  • Свято-Никольский храм в селе Як­шур-Бодья.
  • Памятник строителям железной дороги Ижевск—Балезино на самом трудном участке в селе Кекоран. Вы сможете увидеть места, где проходила знаменитая железная дорога, поуча­ствуете в строительстве небольшого участка дороги инструментами того времени, попробуете на вкус пищу строителей — квас и блины, сможете узнать легенды об удмуртских загадоч­ных великанах — Алангасарах.



Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий