Ёлкин Пётр Васильевич

Ёлкин Пётр Васильевич: народный живописец Удмуртии. Это не просто звание – в этой сухой академической фразе скрывается суть творчества мастера. Его всегда привлекали простые люди – именно они часто становятся героями полотен. Их жизнь художник передает каким-то особым мастерством: на холсте изображен портрет, но мы видим за ним судьбу человека.

Детство

Спустя год после окончания войны, 5 июня 1946 года, в деревне Шудья Завьяловского района родился будущий народный художник Удмуртии Пётр Ёлкин. Он был младшим в многодетной семье. Обычное послевоенное детство в мальчишеских радостях и помощи взрослым, которые трудились, восстанавливая мирную жизнь. Мальчик был подпаском – с того времени зародилась любовь к лошадям. По мнению его наставника Алексея Ткачева, многое из деревенского детства оказало влияние на формирование личности художника. В 6 классе пришлось ходить в соседнюю деревню, чтобы продолжать учиться: по распутице, в дождь, холод и снег. Как признается сам мастер, мысль стать художником была, но не воспринималась им всерьез.

Первое знакомство с искусством живописи прошло на страницах учебников: репродукции были не всегда четкими и качественными, но школьник подолгу их рассматривал. Практический опыт приобрел, когда самостоятельно изготавливал пособия для уроков ботаники и зоологии. Затем в Лудорвай приехал работать выпускник художественно-графического факультета И. А. Богданов, организовавший кружок ИЗО для школьников. Случайно оброненная наставником фраза, что художник должен быть образованным, интеллигентным человеком привела к тому, что Пётр Васильевич на велосипеде ездил в Ижевск, в библиотеку. Работники учреждения заметили пытливого подростка и дали доступ к фондам: началось вдумчивое изучение книг по истории искусства.

 

Начало карьеры и творческий путь

После школы в 1964 г. Пётр Ёлкин продолжил обучение живописи на художественно-графическом факультете в Удмуртском государственном университете. Преподавателем был Рем Касимович Тагиров, признанный мастер, ставший родоначальником удмуртской графической школы. После выпуска последовала служба в армии, затем, после дембеля, первая работа в газете «Советская Удмуртия». Мастер вспоминает о том, как потратил свою первую зарплату – он поехал в Москву и побывал в Третьяковской галерее. Тогда же, в 1971 г., состоялась первая выставка работ в Доме Печати, которая получила немало хороших отзывов. С того периода появилось много знакомств с интересными людьми, которые были в окружении: поэт Ф. Васильев, историк К. Куликов, литературовед А. Шкляев (их портреты были написаны впоследствии). Многие стали не только наставниками для начинающего художника, но и друзьями.
В 1975 году Петра Ёлкина отправляют на стажировку в Москву, в Академию художеств, где преподавали братья Сергей и Алексей Ткачевы. Они позже точно охарактеризовали творчествосвоего ученика, отметив его внимание к человеку во всей неповторимости и сложности его характера, точно подмеченную взаимосвязь между внешними чертами и внутренним миром.
Мастера можно назвать художником-интернационалистом: он объездил полмира, находясь в творческих командировках. Африка: Замбия, Ангола, Танзания, затем Индия, Сингапур, Малайзия, Чехословакия, Вьетнам, Финляндия, США. Отовсюду привезены наброски, натюрморты, этюды, пейзажи. Но особое место в творчестве занимают портреты. Помимо известных людей, знакомых, приятелей, Пётр Ёлкин рисовал простых людей, встреченных им на улицах. Крестьяне, музыканты, художники, прохожие – все они рассказывают свою историю с полотен. Художник известен не только в родной Удмуртии и России, но и за рубежом. Его картины выставлялись во многих странах: Чехословакии, США (Бостон) в 2008—2009 гг., Вьетнаме (Ханой) в1984 г., Финляндия (Тампере) в 2000 г...

Помимо творчества, у художника находились силы и время, чтобы вести активную общественную жизнь, популяризируя самобытное творчество и решая многие другие задачи, которые былив компетенции союза художников Удмуртии. На посту его председателя он находился 11 лет, начиная с 1992 года. Имеет звание заслуженного художника, член союза журналистов.

 

Жизнь в картинах

Из под кисти художника вышло много работ. Часто главными персонажами на полотнах были люди: фронтовики, ученые, поэты, доярки, крестьяне.

С одной из картин «Профессор Семён Иванович Ворончихин» связана история, которая стала достоянием газетных публикаций. На выставке в Москве в 1981 г. посетитель узнал изображенного хирурга – тот провел ему уникальную операцию на сердце, используя местный наркоз. Солдат Афанасий Павлович Долбня получил осколочное ранение миной. Внешние раны затянулись быстро, но сделанный рентген изумил врачей эвакогоспиталя – в тканях остался кусок металла, который смещался внутрь желудочка под действием пульса и кровотока. Во всем Уральском военном округе ни у кого не было опыта подобных операций, поэтому С. И. Ворончихину, не имея нужного оборудования, предстояло совершить чудо. Осколок извлекли, и начался этап восстановления. Аппетита у солдата не было – врач покупал на рынке водку и холодец и понемногу откармливал бойца. История стала широко известна в 1982 г., после публикации в «Советской России».

Решение запечатлеть для истории первого удмуртского профессора появилась у П.В. Ёлкина еще тогда, когда он начинал обучение мастерству художника. Понимая, что сейчас рано браться за работу, выполнение замысла было отложено на более поздний срок. Просьба позировать удивила хирурга – на тот момент ему было 80 лет, но он еще был хирургом-консультантом. Позировал С. И. Ворончихин в своем рабочем кабинете. Портрет первой удмуртской женщины-профессора, врача педиатра Александры Ивановны Перевощиковой, тоже принадлежит кисти Ёлкина. И тоже позировавшему человеку было 80 лет. Художник писал не только людей в возрасте, имевших за спиной богатый жизненный опыт. Часто героями становились дети и молодежь, как на портретах, так и в жанровых полотнах.

Бесконечный потенциал юности и подведение итогов зрелости – художник не просто рисует, он задает зрителям вопрос, заставляет их чувствовать и сопереживать. Что скрывается за поникшими плечами старушки на полотне «В городской квартире», о чем думает мать на картине «Материнские думы», какую проказу задумал ребенок на картине «Очарование». Жизнь, состоящая из череды решений, ошибок и удач, продолжается на холстах мастера.



Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий