Композитор Николай Егорович Шкляев

В 2016 году в деревне Дзилья Дебёсского района Удмуртии состоялся фестиваль, посвященный памяти заслуженного работника культуры и искусств Удмуртии композитора Николая Егоровича Шкляева.
Его называют важной частью Золотого фонда удмуртской музыки, наполненной удивительной красотой, душевной теплотой и искренностью. Что считается особым национальным колоритом.


Ведь Удмуртию называют одним из самых поющих регионов России, хотя основными качествами национального характера этого народа обычно называют скромность, сдержанность и трудолюбие.
Но выразить свои мысли и настроение в пении, как здесь считается, умеют все, кто успел научиться говорить. Если это получается неважно, его называют «поющим влево». Для остальных даже было принято устраивать песенные турниры с богатым репертуаром, отражающим все стороны жизни народа. От лирических и озорных, до праздничных и обрядовых, солдатских и охотничьих.
Авторству Николая Егоровича Шкляева принадлежит около 300 песен. В том числе, для музыкальных спектаклей. Песен разных — задушевных лирических, маршевых, частушечных. Для хора и соло, дуэтов и трио. Взрослых и детских. Их часто исполняют в концертах. Они звучат по радио, на дружеских встречах и праздниках.

Трудный путь к песне

Хотя коварная судьба мальчика, потерявшего родителей в 1925 году через несколько месяцев после рождения, казалось бы, сделала все, чтобы его музыкальные таланты не смогли проявиться. Его как могла, спасала бабушка. Потом усыновила семья Шкляевых. Рано начал работать в колхозе.
Малыша с первых лет жизни завораживала музыка. Он обожал баян и балалайку. Свои первые инструменты в пять лет мастерил сам. В пять лет ему подарили балайку. Учился в сельской Больше-Пургинской школе. В 9 лет получил первую премию за участие в самодеятельности. А, закончив седьмой класс, на попутках уехал в Ижевск поступать в музыкальную школу. Там, несмотря на большой конкурс, был принят в класс виолончели.

По его окончанию стал студентом музыкального училища и исполнителем симфонического оркестра.
Немалую роль в его жизни сыграла дружба с семьей выдающегося музыканта и педагога Виктора Кудряшова, в доме которого его встречали не только пироги и забота, но и участие в домашних концертах, знакомство с новыми музыкальными инструментами, классической и народной музыкой.
Хотя одновременно с исполнением Сен Санса и Чайковского подростку приходилось работать в колхозе, строить железную дорогу, аэропорт в Ижевске. А потом брать в руки виолончель или скрипку,чтобы исполнить любимые, щемящие душу мелодии.
Большой удачей для будущего композитора стала встреча и общая работа с выдающимся педагогом по композиции Николаем Григорьевичем Греховодовым, который подсказывал и направлял его первые шаги в музыкальном творчестве.
Из музыканта в композиторы
Не секрет, что успех и популярность композитора во многом определялась его близким знакомством со многими музыкальными инструментами. Это стало определяющим и у Николая Шкляева, работавшего сначала музыкантом и концертмейстером симфонического оркестра в Удмуртском драматическом театре, а позднее возглавившим его музыкальную часть.
Его вклад в постановку музыкальных спектаклей по отзывам зрителей помогал усилить их лирическую сторону, искренность и психологическую глубину поступков и переживаний героев.
Но самая богатая сторона творчества композитора в обширном репертуаре его песен. В том числе на стихи своего учителя поэта Сабитова. В 60-е годы они нередко становились частью большинства концертов в республике. Как профессиональных, так и самодеятельных. В издательстве «Удмуртия» был выпущен сборник его песен под названием «Ночные огни».
Музыкальные критики отмечали пластичность, благородство их звучания, называя композитора мастером удмуртской национальной песни, которую ему удалось приблизить к классическому романсу. В том числе в ритме вальса, с использованием гитары и других, необычных для Удмуртии инструментов.
Песен им написано много. Иногда говорят, что 300, иногда более 200. Но все они быстро обретали популярность и становились народными. Николай Егорович – автор музыкального оформления к 50 спектаклям, в том числе, детским.
А его музыкальное творчество давно стало частью духовной культуры поющего удмуртского народа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *